Назад к списку

Методология Agile

Agile – популярный инструмент управления проектами разработки ПО. Узнайте, что такое Agile, какие его преимущества и как его внедрить в компанию. Подробности в статье!

Павел Иванов
21 мая 2023 г.
594

В этой статье мы расскажем о популярном инструменте Agile для управления проектами разработки программных обеспечений. Философии Agile более 20 лет, но в России ее популярность начала расти относительно недавно. Что такое аджайл и зачем он нужен компаниям? Подробно рассмотрим ниже.

Что такое Agile

Говоря простым языком, это набор практик, который позволяет техническим специалистам оперативно и гибко реагировать на изменения в ходе разработки проекта. В переводе с английского языка прилагательное “agile” означает “шустрый, юркий”. 

Agile – это не готовая инструкция о том, как правильно действовать в рабочих процессах. Скорее, это свод стратегий. Такие стратегии позволяют команде успешно оптимизировать продукт с помощью серии коротких итераций и постоянного получения обратной связи от заказчика.

Каждая итерация в среднем длится 2–3 недели, над которой совместно работают продуктовые менеджеры, разработчики, тестировщики, UX-дизайнеры и технические писатели. Как правило, продуктовый менеджер – это представитель заказчика для своей команды, именно от него группа специалистов получает регулярный фидбэк.

Agile – это в первую очередь скорость реакции группы специалистов на замечания клиента и полностью прозрачный процесс работы над проектом. В отличие от других методологий, аджайл подразумевает параллельную разработку и тестирование ПО. Разработка продукта всегда начинается с описания заказчиком конечного результата, который он хочет видеть. Затем начинается этап планирования, проектирования реализации проекта и получение итогового фидбэка. В ходе работы над проектом ожидания клиента могут измениться, поэтому конечный результат в Agile – это всегда гибкое понятие.

Основные преимущества методов Agile:

  • оперативный поиск недочетов в проекте и их устранение;
  • изменения в проекте всегда гибкие и быстрые;
  • своевременные релизы продукта;
  • постоянное взаимодействие с заказчиком и с пользователями;
  • возможность сразу установить конечную стоимость создания продукта;
  • масштаб проекта может быть увеличен на любом этапе разработки;
  • максимальный уровень удовлетворенности заказчиков;
  • итоговая версия продукта близка к идеалу;
  • слаженная работа команды.

Принцип методологии Agile возник в результате манифеста команды разработчиков в 2001 году, которые тем самым выразили свою негативную позицию к бюрократии и консервативным подходам к ИТ. Именно тогда команда из 17 протестующих специалистов обсудила будущие разработки программных обеспечений и пришла к выводу, что ИТ-проектам требуется смена подхода. В то время команды были слишком сосредоточены на планировании и документации, упуская мнение заказчиков и их удовлетворенность продуктом.

Текст манифеста на русском языке можно прочесть здесь. Этот документ стал инновационным в разработке ПО и полностью изменил подход к управлению проектами, выводя на первое место взаимодействие с людьми. Сегодня манифест переведен на 50 языков мира, в нем прописаны 12 ключевых принципов и 4 ценности.

Сферы применения Agile

Наиболее часто методологию Agile используют ИТ-компании при разработке программного обеспечения. Также принцип Agile применяют в управлении проектами в банковском секторе, страховании и среди крупных предприятий промышленности.

Принципы и ценности методологии Agile

В манифесте 2001 года содержится 4 постулата о ценностях методологии аджайла:

  • Взаимодействие с пользователями и заказчиками важнее любых других процессов в работе над проектом.
  • Качество продукта важнее, чем написание документации.
  • Сотрудничество с людьми важнее, чем обсуждение условий договора.
  • Реакция на изменения в ходе разработки проекта важнее, чем соблюдение утвержденного плана действий.

Основной посыл постулатов манифеста в том, что живое обсуждение проекта предпочтительнее, чем красивые презентации и бюрократия. Без регламентов компаниям не обойтись, но самое ценное – это гибкий подход в работе. Согласно философии аджайла, партнеры должны быть на связи и вести обсуждение проекта. Наиболее эффективные формы коммуникации по Agile – очные встречи, созвоны, видеоконференции и интерактивные доски.

12 принципов, которые отражают основную суть аджайла:

  1. Приоритет в разработке любого ПО – удовлетворение запроса заказчика.
  2. Независимо от того, на какой стадии находится проект, команда всегда готова к правкам и дополнениям.
  3. Даже для готового продукта требуются частые релизы.
  4. Приветствуется совместная работа участников контракта на протяжении всего процесса разработки ПО.
  5. Лучший способ взаимодействия в команде – живое общение.
  6. Мотивация специалистов – приоритетная часть функционирования компании. Необходимо создать атмосферу для взаимного уважения и доверия сотрудников.
  7. Ведущий показатель прогресса бизнеса – бесперебойно работающее ПО.
  8. Залог успешного процесса разработки – поддержание рабочего ритма менеджерами, разработчиками и остальными техническими специалистами.
  9. Сосредоточенность на совершенствовании проектирования и технических решений обеспечивает гибкость проекта.
  10. Важный аспект работы с аджайл – простота.
  11. Наилучшие продукты и технические проекты создают только те команды, в которых есть навык самоорганизации.
  12. Для поддержания постоянной эффективности своей работы сотрудники должны анализировать свою деятельность и корректировать ее.

Отличия между Scrum и Kanban методологий Agile

В группу методов на основе Agile входят несколько элементов: Канбан (Kanban), Скрам (Scrum), бережливое производство (Lean) и экстремальное программирование (XP). В этой статье мы подробно рассмотрим самые популярные из перечисленных выше фреймворков: Kanban и Scrum.

Scrum– это подход, предполагающий деление процесса работы над проектом на итерации.

Каждая итерация длится одинаковый короткий промежуток времени. Согласно методике Scrum, состав участников проекта обычно небольшой – не более 10 человек. В группу входят разработчики, скрам-мастер и куратор (специалист по менеджменту). Scrum-мастер – это ответственный за взаимодействие внутри команды, который контролирует применение принципов Scrum и устраняет преграды для завершения проекта. Ежедневная деятельность рабочей группы по методике Scrum: обсуждение текущих решений, планирование и распределение новых задач.

Основные характеристики принципа Scrum: разработка ПО с нуля, присутствуют совещания, подходит для универсальной группы специалистов, есть разделение ролей среди участников, процесс контролирует куратор группы.

Kanban – это визуализация всех деталей процесса. Полученная наглядная структура показывает участникам команды картину проекта целиком.

Канбан позволяет отследить, какие стадии проекта зависли и где именно требуется помощь от других сотрудников. 

Инструменты для визуализации задач по принципу Kanban – обычные доски, стикеры, системы Trello и CRM. Одна из таких CRM-систем – Битрикс24, имеет функцию создания пользователями удобных канбан-досок, на которых отображены все этапы изменения проекта. Созданная в Битрикс24 задача имеет свойство менять свой статус в зависимости от периода разработки продукта, поэтому руководителю группы легко проконтролировать работу команды над проектом.

Основные характеристики управления проектами по методу Kanban: обычно отсутствуют планерки; исходный продукт только модернизируется, но не создается; все участники команды узкопрофильные, а их деятельность распределена равноценно. Все изменения в проект данного типа вносятся поэтапно.

В чем отличия инструментов Kanban от Scrum

  • Канбан не предполагает полного соответствия ценностям Agile. В этом подходе нет принципа самоорганизации, но есть нацеленность на результат и прозрачность всех этапов разработки.
  • Внедрение происходит постепенно, без значительных изменений в текущих процессах компании.
  • Бизнес-процессы не только становятся более оперативными, но и существенно улучшаются.

Модель Kanban используется при разработке ПО, в поддержке, релизах продуктов и ведении общей операционной деятельности бизнеса.

Какие известные компании используют данную методологию

Изначально подход Agile применяли лишь компании, которые занимаются разработкой программного софта, игр и интерфейсов. Примеры таких фирм: Netflix, Google, Microsoft, Ericsson, Adobe, WordPress, Spotify и многие другие. 

Затем принципов Agile стали придерживаться компании в других нишах: Saab (занимается производством истребителей), General Electric и John Deere (выпускают сельскохозяйственную технику).

В России Agile используют такие крупные компании, как: М.Видео, Dostаевский, IVI, 12Storeez, НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат), First Line Software и другие представители бизнеса.

Как понять, что вашей команде подойдет Agile

Несмотря на популярность управления проектами при помощи аджайла, нет смысла использовать его при создании любого технического продукта. Например, сверстать простой сайт или мобильное приложение можно просто по техническому заданию от заказчика. 

Отсюда следует резонный вопрос: как понять, что команде потребуется гибкая методология при работе над проектом? Для этого будущая разработка ПО или другого продукта должна отвечать следующим условиям:

  • проект технически сложный и многофункциональный, требующий постоянного тестирования;
  • планируются длительные процессы разработки и внедрения продукта;
  • продукт принципиально новый на рынке;
  • масштаб проекта значительно превышает возможности рабочей группы;
  • если заказчик сам заинтересован в длительной поэтапной разработке проекта.

В целом инструменты Agile идеально подойдут для стартапов и небольших инновационных организаций.

Как внедрить Agile-подход

Философия гибкой методологии наиболее трудно внедряется в тех компаниях, где уже сформирован устоявшийся менеджмент, а также сложились определенные каналы для внешней и внутренней коммуникации. Точный алгоритм внедрения всегда различается, поэтому ниже приведена лишь приблизительная поэтапная инструкция:

  • Выберите определенный метод трансформации процессов. Помимо популярных Scrum и Kanban, по которым создано множество обучающих материалов, есть и другие виды стратегий: Lean, XP, TDD, Crystal Clear, FDD и т. д. Главное – выбрать ту, которая максимально отвечает потребностям бизнеса.
  • Подготовьте необходимые учебные материалы и обучите персонал. Вероятно, для этого придется привлечь внешних консультантов: Scrum-мастеров и новых менеджеров проекта, у которых уже имеется понимание принципов аджайла.
  • Организация обновленного рабочего процесса. Здесь необходимо распределить роли для всех специалистов и подобрать инструменты для внедрения стратегии Agile.
  • Подберите программное обеспечение для анализа успеха новой стратегии. Специальные сервисы помогут изучить производительность работы команды и запланировать будущие достижения в поставленных задачах. Примеры таких ПО: Focus Factor и Velocity.
  • Протестируйте стратегию Agile на пилотном проекте. После завершения пробного процесса разработки вы сможете определить слабые места команды и недостатки выбранной методологии. Не забывайте про гибкий подход и постоянное взаимодействие с командой на каждом этапе работы. Итог разработки пилотного продукта покажет, целесообразно ли вообще применение Agile в вашей компании.

Как оценить результативность стратегии после реализации тестового проекта

  • Обязательно получите обратную связь – насколько рабочим получился новый продукт и оправдал ли он ожидания клиента.
  • Проанализируйте с остальными участниками рабочей группы, какие процессы можно улучшить для повышения показателей.
  • Исследуйте финансовые затраты. Подсчитайте, окупается ли новая стратегия.
  • Выясните, были ли соблюдены сроки проведения каждой итерации.

Заключение

Если у вас получится успешно внедрить новую гибкую стратегию, качество новых разработанных продуктов станет значительно выше, а коммуникация между сотрудниками – проще и эффективнее. На фоне высокой конкуренции Agile поможет получить вашей компании бесспорное преимущество.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...