Санкции в ИТ-сфере - чем заменить иностранные сервисы?

АВТОР: Виктория Пак


В феврале 2022 г. свою работу в России завершили крупнейшие иностранные вендоры софта. Компании оказались под вынужденным влиянием антироссийских санкций. За короткий период привычный зарубежный софт покинул отечественный ИТ-рынок, прихватив с собой более 70 тысяч специалистов отрасли. Объявления о прекращении продаж и в некоторых случаях технической поддержки для российских пользователей уже поступили от компаний SAP, Cisco, IBM, Oracle, Adobe, Imperva, Fortinet, Microsoft, Norton, Avast и др..

Ограничения и блокировки сервисов на сегодняшний день коснулись:

ПО в сфере финансов:

  • Visa — нет возможности выпускать карты банков, находящихся под санкциями;
  • Mastercard — нет возможности выпускать карты банков, находящихся под санкциями; 
  • Google Pay — ограничения в работе;
  • Apple Pay — ограничения в работе; 
  • Webmoney — прекращены все операции по кошелькам; 
  • PayPal — произошла частичная блокировка карт российских банков;
  • Samsung Pay — частичная блокировка сервиса;
  • Western Union — нет приема и выдачи переводов в Россию;
  • BTC-Alpha — заблокированы аккаунты россиян; 
  • QMall — заблокированы аккаунты россиян;
  • Kuna — рублевые операции невозможны;
  • CEX IO — под запретом регистрация пользователей из России; 
  • Cex Io — блокировка пользователей из России;
  • Etsy — блокировка денег на счетах россиян; 
  • American Express — заблокированы операции россиян и белорусов; 
  • Криптобиржа Сoinbase — заблокировано более 25 000 кошельков россиян;
  • PayPal — ушла с российского рынка;
  • JCB — операции в России невозможны.

Антивирусное ПО: 

  • Avast Software — деятельность в России прекращена;
  • NortonLifeLock — деятельность в России прекращена;
  • Bitdefender— деятельность в России прекращена;
  • ESET — покупка новых продуктов невозможна.

Видеозвонки:

  • Zoom — больше не обладает лицензией на разработку программного обеспечения.

Мессенджеры:

  • Facebook Messenger — деятельность в России прекращена, доступен только с VPN;
  • Slack — нет возможности подключения новых пользователей из России. Открытые аккаунты работают с ограниченным функционалом. 

Социальные сети:

  • Instagram — разработчик Meta признан экстремистской организацией, сервисы запрещены в России; 
  • Facebook — разработчик Meta признан экстремистской организацией, сервисы запрещены в России;
  • TikTok — недоступна возможность выхода в прямой эфир и загрузка новых роликов для российских пользователей. 

Сервисы для email-рассылок:

  • Sendpulse — российским пользователям больше не доступны продажи;
  • eSputnik — не обслуживают пользователей из России; 
  • Mailchimp — заблокированы все российские аккаунты. 

Хостинги:

  • Namecheap — прекращена работа с клиентами из России;
  • NIC.ua — часть доменов российских пользователей уже заблокирована. 

CRM-платформы:

  • Pipedrive — недоступна покупка для российских пользователей;
  • Oracle CRM On Demand — прекращена работа в России;
  • Creatio CRM — прекращена работа как в России, так и в Белоруссии.

На сегодняшний день, как известно, часть заблокированных программ продолжает работать при подключении VPN. Но даже в таком случае участились эпизоды блокировки аккаунтов россиян.

По оценке специалистов, на фоне событий, которые привели к импортозамещению в сфере IT, спрос на программные решения наших соотечественников возрос в шестикратном размере. Такие обстоятельства на российском ИТ-рынке привели и к повышению цен, и к непосильной нагрузке на молодые компании-разработчики. Российский бизнес, чтобы избежать прерывания цикла работы предприятий, стихийно начал интегрировать непроверенные и необкатанные программные решения в свои компании. На техническую поддержку в особенности молодых компаний-разработчиков легла высокая нагрузка, и ни о какой качественной работе многих сервисов на сегодняшний день не может идти и речи.

Самый высокий спрос сегодня отслеживается в направлениях, где перейти на российское программное обеспечение не составило сложности. Это офисные программы, мессенджеры, такс-мессенджеры. Несколько иначе обстоят дела с решениями в узких областях: проектирование, моделирование, управление технологическими процессами. Безусловно, наработки имеются, но когда ждать результат – тут мы предугадать не можем. Например, российские разработчики уже тестируют автоматизированное проектирование КОМПАС – 3D.

В машиностроении прогнозируется к 2025 году выпуск тяжелого PLM-комплекса (Product Lifecycle Management). Его функционал будет включать проектирование и управление жизненным циклом сложных изделий. Кроме того, данный программный комплекс направят на решение задач в авиации и судостроении. 


Импортозамещение в сфере закупок - здесь мы наблюдаем стихийное бедствие. Логистические компании стремительно ищут отечественное ПО, которое имеет возможность контролировать сквозные процессы закупок и снабжения. В данном случае специалисты отмечают BPM-системы (Business Process Management). В них легко моделируются необходимые логистические сервисы и настраиваются бизнес-процессы.

Есть области, где уже существуют проверенные надежные отечественные решения. Например, наши операционные системы защитят от вирусов: Dr.Web, Kaspersky, SimpleWall, UrBackup. Видео и звук будут работать с Movavi Video Suite 2022, Audacity, OpenShot, Shotcut.

Офисные пакеты сможем использовать от LibreOffice и OpenOffice. Ну и, безусловно, бухгалтерия и учет – 1С. Также на рынке присутствуют Ананас, WinBlack Pro и Forecast NOW. Но полный функционал для бизнеса есть только у всем известного мамонта - 1С. Компания на российском рынке с 1991 года.

Также есть решения различных российских разработчиков среди CRM-систем, но, как отмечалось выше, нагрузка на молодые компании дает о себе знать. Техническая поддержка не всегда справляется, допиливается функционал под хотелки бизнеса, а это всегда больно, долго и дорого. Сегодня самая надежная CRM-система, которая легко интегрируется и адаптируется под задачи крупного бизнеса, – это «1С-Битрикс: Enterprise» от компании “1С-Битрикс24”. В малом и среднем бизнесе на протяжении многих лет применяется CRM-система Битрикс24.

Это отлаженная CRM, которая дает возможность подключения к почте, телефонии, социальным сетям, рекламе, сквозной аналитике. Софт обладает всеми инструментами, которыми активно пользуется малый и средний бизнес:

  • CRM-система для ведения клиентов в продажах. Битрикс24 контролирует все каналы коммуникаций, дает подсказки, напоминания о звонках, ведет историю клиентов – то есть полностью автоматизирует продажи. 
  • Офис-онлайн. Автоматизация коммуникаций между сотрудниками компании: видеоконференции с участием более 40 человек, корпоративные чаты, облачное хранилище, календарь, рабочая отчетность, простое управление бизнес-процессами – то есть все для того, чтобы свободно работать как в офисе, так и удаленно, не нарушая рабочих процессов.
  • Видеозвонки HD для бизнеса. Данный функционал позволяет коллегам легко наладить коммуникации друг с другом, проводить переговоры с заказчиками или клиентами, решать любые рабочие вопросы удаленно. 
  • Задачи и проекты + SCRUM. Удобный сервис для планирования. Возможность ставить задачи по приоритетам и отмечать их последовательное выполнение.
  • Контакт-центр – объединение всех необходимых каналов коммуникаций с клиентами в CRM.
  • В Битрикс24 есть возможность создавать лендинги, сайты и интернет-магазины без навыков программирования за 2 минуты. Далее размещается ссылка в социальных сетях, и компания уже может начать продавать. Заказы попадают в CRM Битрикс24.
  • Битрикс24 – это российская разработка, которая предназначена для того, чтобы компании могли беспрепятственно вести свои бизнес-процессы, контролируя как внутренние производственные процессы, так и путь их клиента. Сегодня Битрикс24 – это самая популярная и наиболее часто внедряемая CRM в России. Компании активно внедряют продукт, не имеющий на российском рынке конкурентов по надежности и обширности функционала. Разработчики продукта не обеспокоены возросшей нагрузкой – продукт уже давно отлажен на российском рынке, и интеграция системы никак не мешает рабочим процессам. Более того, компанией осуществляется расширенная техническая поддержка 24/7.

В крупный бизнес отлично интегрируется корпоративный продукт “Битрикс24 Энтерпрайз”.

«Битрикс24 Энтерпрайз» — это серьезная система для крупных корпораций. Продукт имеет отлаженный функционал как в электронной коммерции, так и в дистанционном управлении бизнесом. Большое количество внутренних возможностей дает эффективный качественный контроль в управлении внутренними и внешними процессами компании. 

Интеграция «1С-Битрикс: Enterprise»:

  • Продукт предоставляется компании в исходных кодах. 
  • Ограничения на хостинг, а также на количество пользователей и на объем внутренней информации – отсутствуют.
  • Работает с геораспределенными кластерными технологиями.
  • Дает возможность в организации гибкой масштабируемой архитектуры. 
  • Обеспечивает безопасность и конфиденциальность данных компании. 
  • Работает на максимальных показателях производительности.
  • Подсказывает, как кастомизировать любые функции системы.
  • Возможна интеграция с решениями сторонних производителей (ERP, CRM и др.).
  • Есть возможность разработки уникального функционала на базе Bitrix.Framework, который адаптируется к потребностям бизнеса.
  • Обеспечивает пользователей расширенной технической поддержкой 24/7.

Немаловажно – продукт интегрируется в компанию с экспертами в области CRM из штата «1С-Битрикс», которые вникают в сферу деятельности компании и помогают внедрить и оптимизировать все внутренние процессы, проводят обучение и поддерживают на протяжении всего проекта. 

Сервис «Битрикс24 Энтерпрайз» дает гарантию на бесперебойность работы при высоких нагрузках. Холдинги и крупные компании применяют дополнительный функционал многодепартаментности и веб-кластера.  

«Битрикс24 Энтерпрайз» обеспечивает высокий уровень защищенности доступа и сохранности конфиденциальной информации. Инструменты безопасности представлены в качестве проактивного фильтра, веб-антивируса, технологию одноразовых паролей и защиты аутентификации, контроля целостности и подозрительной активности, защиты от DDOS-атаки. Система разработана в соответствии с требованиями крупных корпораций российского рынка, кроме того, имеет сертификацию ФСТЭК России, что позволяет работать с персональными данными любого уровня.

На сегодняшний день продукт “Битрикс24” и “Битрикс24 Энтерпрайз” – это лидеры отечественного ПО, которые действительно безболезненно перенесут все данные ваших отлаженных рабочих процессов в систему, запустят работу и обучат сотрудников. 

В целом российская ИТ-отрасль сегодня имеет большой шанс сделать достойный рывок. Очевидно, что здесь специалисты сферы ожидают оперативной и надлежащей поддержки государства. В таком случае цифровизация в России не заставит себя долго ждать.

Читайте также