Лизинг – это длительная аренда транспорта, оборудования или спецтехники, с возможностью последующего выкупа арендованного имущества. В сделке участвуют три стороны – лизинговая компания, лизингополучатель (юрлицо или ИП) и поставщик предмета лизинга.
Российский рынок лизинга не всегда удовлетворяет спрос бизнеса на различное оборудование. В этом случае лизинговую сделку можно заключить на международном уровне.
Импортный лизинг за рубежом
Когда участники сделки находятся в разных странах, такой лизинг называется международным. Его главные преимущества – возможность получить импортное оборудование, которого нет в России, и оптимизировать расходы компании. Цены на технику из-за рубежа зачастую ниже, чем на отечественном рынке. К минусам международного лизинга можно отнести сложность проведения сделки, а также трудности в одновременном соблюдении законодательства двух государств.
Виды международного лизинга
По способу заключения договора различают 2 вида импортного лизинга:
-
Прямой. Стороны сделки, находящиеся в разных странах, заключают договор сотрудничества, согласно которому одна сторона покупает иностранное имущество, а вторая получает его в долгосрочное пользование.
-
Косвенный. Организации являются резидентами одного государства, при этом у одной из них в капитале участвуют зарубежные фирмы. Второй вариант – компания находится в РФ, но является филиалом иностранного юридического лица.
По форме организации выделяют 3 типа лизинговой сделки:
-
Финансовый лизинг. Разновидность длительной аренды, по истечении которой имущество переходит в собственность лизингополучателя.
-
Возвратный лизинг. По завершении срока аренды предмет лизинга возвращается лизингодателю.
-
Леверидж. Отличительная особенность такой сделки – большое количество участников. Это акционеры, кредитные организации, продавцы. Леверидж применяется преимущественно при крупных и долгосрочных контрактах.
Международный лизинг различается по форме платежей: денежные, компенсационные (расчет между сторонами производится товарами, произведенными с применением оборудования в лизинге) и смешанные (расчет деньгами и товарами).
Также существуют виды лизинга, которые характеризуются объемом обслуживания предмета аренды:
Условия получения лизинга нерезидентом
Кроме стандартных параметров, таких как размер авансового платежа, ставка удорожания и срок аренды, условия импортного лизинга определяются в зависимости от законодательства обеих стран, таможенного режима и статуса участников (резидентства). Также важно учитывать, что при ввозе актива на территорию России лизингополучателю необходимо уплатить таможенные сборы и налоги.
В РФ правовые отношения между сторонами международного лизингового договора регулируются следующими актами:
-
Главой 34 части 2 ГК РФ.
-
ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)” от 29.10.1998 г.
-
Конвенцией УНИДРУА (фр. “Institut international pour l'unification du droit privé” – Международный институт унификации частного права) о международном финансовом лизинге. Отметим, что положения п. 3 ст. 8 были заменены нормами ГК РФ в соответствии с 20 статьей Конвенции.
Все перечисленные выше законодательные акты определяют требования к сделке импортного лизинга:
Лизингодатель, лизингополучатель и поставщик должны являться резидентами стран, участвующих в Конвенции УНИДРУА.
Особенности международного лизинга: налоговые и таможенные
Налоговые факторы
Расчет налогов при импортном лизинге зависит от того, на территории какого государства было предоставлено имущество в аренду.
Если местом реализации услуги признана Россия, то лизингополучателю придется уплатить НДС два раза. Первый при ввозе предмета лизинга и второй – при перечислении лизинговых платежей.
Место получения лизингового актива определяется в соответствии с нормами ст. 148 НК РФ. Документально лизинг относится к одному из видов аренды, поэтому сделка регулируется теми же правилами определения места реализации, что и при сдаче актива в аренду.
В каких случаях территорией реализации лизинга признается Россия:
-
Деятельность клиента лизинговой компании связана с использованием движимого имущества в РФ. Исключение – лизинг наземных транспортных средств. Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 148 НК РФ, при импорте ТС в целях лизинга Россия не признается местом реализации лизинговых услуг.
-
Предмет лизинговой сделки – недвижимое имущество, находящееся на территории РФ. Исключение составляют воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания.
Вывод: Россия признается местом реализации лизинга любого актива, а услуга по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в РФ, облагается НДС в любом случае. Поэтому импортных лизинг таких объектов встречается крайне редко.
При зарубежном лизинге лизинговой компанией выступает иностранное юридическое лицо. Исходя из п. 7 ст. 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной компанией от лизинга имущества, которое используется на территории России (если это не связано с регулярными сделками через российский филиал), считаются доходами иностранной организации от источников в РФ и облагаются налогом на прибыль. Обязанность по уплате налога возлагается на налогового агента – лизингополучателя, а налоговой базой становятся доходы бизнеса от лизинговых операций.
Если лизинговая компания резидент государства, с которым действует соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН), то налог на прибыль с лизинговых платежей не взимается.
В 2024 году СИДН действует между Россией и Беларусью, Казахстаном, Аргентиной, Катаром, Египтом, Ираном, Китаем, ОАЭ, Турцией, Марокко и другими государствами, относящимися к списку “дружественных”.
Таможенные факторы
Если предмет лизинга поступает в РФ из государства, участвующего в Евразийском экономическом союзе, то налоговая база исчисляется согласно п. 15 Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г.). На основании ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), "ввозной" НДС уплачивает декларант. Это физическое или юридическое лицо, декларирующее ввозимое имущество (либо действующее в качестве официального представителя декларанта).
Таможенные платежи должны быть уплачены в стране ввоза – п. 1 ст. 84 ТК ТС. Так как при импортном лизинге оборудование пересекает российскую таможню, уплачивать НДС на ввоз также необходимо в РФ.
Сумма начисления налогов зависит от условий лизингового договора. Если в договоре отсутствует пункт о последующем выкупе предмета лизинга, то допускается применение режима временного ввоза.
В таком случае, согласно пп. 5 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса Росси, лизингополучатель получает право не уплачивать НДС (частично или в полном объеме).
Также организация-лизингополучатель обязана уплатить таможенную пошлину и таможенный сбор. Об этом указано в п. 1, 3, 5 ст. 318 Таможенного кодекса России. При применении режима временного ввоза получатель актива освобождается от уплаты таможенных платежей – полностью или частично.
Кому выгодно оформлять или покупать в лизинг оборудование и технику из-за рубежа
Международный лизинг – удобный и выгодный инструмент для малых и средних предприятий, которые испытывают недостаток в определенных вида оборудования, транспорта или спецтехники. Стандартные условия лизинга, в том числе, зарубежного, позволяют бизнесу сэкономить на расходах на приобретении иностранного имущества. Что особенно актуально, если компания не имеет достаточной суммы на расширение производства и не может рассчитывать на меры государственной поддержки.
Что можно оформить в лизинг нерезидентам: рекомендации
В 2024 году, в условиях ограниченного выбора государств для сотрудничества, мы рекомендуем заключать лизинговые соглашения с “дружественными” странами – например, с КНР.
В Китае производятся различные виды оборудования высокого качества по выгодным ценам: производственные станки, торговое, медицинское и строительное оборудование, различная спецтехника и многое другое. Сегодня КНР – один из лидеров по освоению современных технологий и темпам производства.
Кроме того, в Минтрансе России обсуждается внесение поправок в Воздушный кодекс, которые дадут бизнесу возможность брать в “мокрый” лизинг зарубежные самолеты. Нововведение позволит авиакомпаниям сократить объемы дефицита авиатранспорта.
Международный лизинг в России: как взять
Лизинговая сделка на международном уровне проходит в несколько этапов:
Шаг 1. Предприниматель определяет, какое иностранное имущество требуется для ведения бизнеса и подбирает подходящего лизингодателя. Упростить этот процесс можно при помощи лизингового брокера.
Шаг 2. Лизинговая компания получает заявку на арендное соглашение, проверяет учредительные и другие документы заявителя, его финансовое состояние, условия лизинга в стране ввоза имущества и иные ключевые факторы.
Шаг 3. При положительном решении лизингодатель закупает у изготовителя необходимое имущество или технику и отправляет его лизингополучателю.
Шаг 4. Предприниматель получает актив в пользование и перечисляет лизингодателю лизинговые платежи. Срок внесения и размеры платежей фиксируются в договоре лизинга.
Итоги
Международный лизинг – это сделка долгосрочной аренды имущества с дальнейшим переходом предмета лизинга в собственность лизингополучателя, где участники являются резидентами разных государств.
Также это вид аренды, с последующим выкупом или без него, транспорта и других активов у зарубежных производителей через лизинговые компании.
Возможные формы импортного лизинга: стандартная, возвратная, “мокрая” (с дополнительными услугами за счет лизингодателя), “чистая” (расходы по использованию актива возлагаются на лизингополучателя), возобновляемая (с периодической заменой актива на улучшенный).
Зарубежный лизинг – это процесс закупки лизингодателем оборудования у иностранной организации с целью передачи его лизингополучателю в России.