Назад к списку

Задержка рейса в 2024 году: что положено и какая компенсация

На что могут претендовать пассажиры в случае задержек или отмены авиарейсов? Какие действия необходимо предпринять, чтобы получить компенсацию? И когда компенсация не положена, читайте в нашем материале.

Редакция INFULL
28 декабря 2023 г.
509

Авиаперелеты не всегда проходят гладко, как нам хотелось бы. И к сожалению, задержки рейсов случаются. На что могут претендовать пассажиры в случае задержек или отмены авиарейсов? Какие действия необходимо предпринять, чтобы получить компенсацию? И когда компенсация не положена, читайте в нашем материале.

При покупке авиабилета пассажир (клиент авиакомпании) и перевозчик заключают между собой договор. Согласно ему, перевозчик обязуется доставить пассажира до конечной точки (места назначения). В свою очередь, клиент также имеет свои обязательства перед авиакомпанией, такие как оплата перелета и провоза багажа при наличии. О правилах провоза багажа в разных авиакомпаниях писали статью.

Также перевозчик обязан перевезти пассажиров в четко установленные сроки, которые указаны в билете или на сайте авиаперевозчика. Авиакомпания несет ответственность за действия своих сотрудников во время полета, а также за техническое состояние своих самолетов. Если по какой-либо причине не были соблюдены меры безопасности или были нарушены другие условия договора, то клиенты авиакомпании вправе потребовать компенсацию.

Например, компания должна компенсировать ситуацию, когда отправление самолета произошло позже указанного в билете или на официальном сайте времени или рейс вовсе отменили. И здесь совершенно нет разницы, каким рейсом вы летите (чартером или регулярным). Компенсацию можно получить в случае, когда рейс задержали из-за перевозчика. Например, устранялись технические неполадки, и самолет прибыл позднее, чем было запланировано.

Если вам пришлось ждать отправления из-за непогоды, то компенсация в данном случае возможна только для обладателей страхового полиса путешественников. Компенсация не положена в случае задержки рейса из-за полетов беспилотников в зоне аэропорта.

Как понять, что рейс задерживается

От того, что отправление может задержаться, не застрахован никто. Согласно п. 74 Федеральных авиационных правил, компания перевозчик обязана своевременно оповестить вас об изменении статуса рейса. А также сообщить, по какой причине ваш рейс задерживается.

Когда авиакомпания знает о задержке заранее, она должна предупредить вас об этом по СМС, электронной почте или по телефону.  Если о том, что рейс будет задержан, стало понятно позже, то информация об этом должна появиться на электронных табло или представитель авиакомпании должен сообщить об этом по громкой связи.

Вам необходимо найти табло со списком всех ближайших отправлений и найти там свой номер рейса. Если произошла задержка, то в столбце «Статус» будет указана информация об этом.

Сегодня многие авиакомпании имеют собственные приложения для смартфонов. Вы можете отслеживать всю информацию об отмене или задержке рейсов через свой телефон. Например, авиакомпании «Победа» и «Аэрофлот» предлагают для удобства пассажиров пользоваться их мобильными приложениями.

Инструкции по установке приложения «Аэрофлота» на iOS, Android и Huawei можно посмотреть здесь.

Если вы сомневаетесь в чем-то или не можете найти информацию о задержке вашего рейса, рекомендуем обратиться к представителям авиакомпании для получения необходимой информации о статусе рейса. Если представителя компании перевозчика найти не удалось, тогда необходимо подойти к стойке информации аэропорта или позвонить на горячую линию авиакомпании.

Что делать, если задержали рейс

Если произошла задержка рейса, вы по закону можете отказаться от полета. В данной ситуации авиакомпания должна будет вернуть деньги даже за невозвратный билет, потому как такой отказ будет считаться вынужденным (статья 108 Воздушного кодекса РФ). Длительность задержки в данном случае не важна. Самое главное, что необходимо сделать, – это вернуть билет до того, как начнется регистрация.

Представляем вашему вниманию инструкцию для пассажиров в случае задержки авиарейса:

  • Узнайте причину задержки рейса.

  • Снимите на фото электронное табло с информацией об изменении статуса рейса.

  • Обратитесь к сотрудникам авиакомпании для предоставления вам возмещения убытков и необходимых условий для дальнейшего ожидания полета.

  • Обязательно сохраните билет.

  • Зафиксируйте время, когда вы прибыли в конечный пункт.

Важно! Если вы понимаете, что задержка со стороны авиаперевозчика повлечет за собой опоздание на следующий рейс, в обязательном порядке требуйте от представителя компании перевозчика отметки на билете или письменное подтверждение о задержке рейса. Все должно быть официально подтверждено. Если дело дойдет до судебных разбирательств, то с письменными доказательствами вам будет проще получить компенсацию. 

Что положено при задержке рейса

Согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил, при задержке рейса пассажиры имеют право на денежное возмещение и на ряд услуг, предоставляемых бесплатно:

  • напитки при задержке на 2 часа;

  • питание, если задержка более 4 часов;

  • если задержка продлится дольше, то питание пассажирам должны выдавать каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное;

  • пассажирам с детьми младше 7 лет авиакомпания обязана предоставить комнату матери и ребенка, чтобы дети могли поиграть или поспать в тихом месте;

  • размещение в гостинице при задержке на 8 часов днем и 6 ночью и бесплатный трансфер до нее;

  • хранение багажа.

Если по каким-либо причинам перевозчик отказывает вам в предоставлении вышеперечисленных услуг, просите у представителей письменный отказ. Все, что в этом случае вам придется покупать за собственные средства, фиксируйте, сохраняя чеки об оплате. С ними можно будет обратиться в суд.

Задержка рейса – очень неприятная ситуация. А если она случилась на стыковочном рейсе, то это неприятно вдвойне. Если из-за задержки рейса билет на стыковочный рейс пропал, то взыскать убытки можно будет с авиакомпании.

Если перевозчик предлагает вам другой вариант перелета, то брать за это доплату он не вправе. В случае задержек и отмен виновная в этом сторона должна понести все расходы. Если предлагаемый вариант вам не подходит, необходимо письменно уведомить об этом перевозчика.

Компенсация за задержку рейса самолета

Как в нашей стране, так и в Европе за задержку рейсов клиентам авиакомпании полагается компенсация. Какой будет компенсация, зависит от того, насколько авиакомпания задержала рейс.

Африканские и азиатские перевозчики на случай отмен и задержек рейсов имеют собственные правила. Но некоторые из них подчиняются Регламенту ЕС № 261/2004.

В европейских странах стоимость компенсации за задержанный рейс варьируется от 250 euro до 600 euro. В РФ в такой ситуации можно рассчитывать на выплату штрафа пассажирам в размере 25% от МРОТ за час задержки (но не более половины стоимости билета). Плюс неустойка за опоздание – 3% от цены билета согласно закону «О защите прав потребителей» (также за каждый час задержки).

Если по вине авиаперевозчика вы опоздали на мероприятие, следующий рейс или поезд, то авиакомпания должна возместить ущерб. Но для этого не редко пассажирам приходится обращаться в суд. Так же как и за компенсацией морального вреда.

Обязательно сохраняйте все доказательства: фото табло об изменении статуса рейса, чеки и билеты. Запомните, билет – это ваш договор с авиакомпанией.

Прежде чем решать вопрос о возмещении через суд, попробуйте для начала направить перевозчику досудебную претензию. Вполне возможно, что на этом этапе авиакомпания выплатит вам компенсацию.  

Можно ли оформить страховку от задержки или отмены рейса

В современных реалиях задержки и отмены авиарейсов случаются очень часто. Только за I квартал 2023 года, по данным «АльфаСтрахования», было задержано более 4 тысяч рейсов.

Любой рейс могут задержать или вовсе отменить, что может принести некоторые проблемы и дополнительные расходы. Но абсолютно каждый пассажир может застраховаться от этих неприятностей. Оформить страховку от невылета можно на нашем сайте. Имея страховой полис, вы сможете получить выплату за задержку и отмену рейса. Сумма компенсации будет зависеть от условий договора и опций, которые включены в страховку.

В каких случаях полагается страховая выплата:

  • вылет задержали из-за плохих погодных условий;

  • вылет задержался по причине технических неполадок воздушного судна;

  • вылет был задержан, в связи с чем пассажир опоздал на другой рейс.

Каждая страховая может предложить дополнительные риски. Более точную информацию вы можете получить у наших менеджеров.

Многие путешественники задаются вопросом, зачем покупать страховку, если авиаперевозчик выплачивает компенсацию и предоставляет еду и напитки при задержке рейса. Напомним, что российские авиаперевозчики заплатят пассажиру за каждый час ожидания 25 ₽. А вот если у пассажира оформлен страховой полис от невылета, то он сможет получить намного больше.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...