Внедрение программного обеспечения для автоматизации процессов продаж вряд ли станет максимально эффективным без пошагового бизнес-плана. Кроме того, важно знать не только как внедрить CRM, но и зачем это требуется бренду.
Без проведенного глубокого анализа взаимодействия менеджеров и клиентов, а также внутри коллектива, затраты на оптимизацию CRM-системы могут не окупиться, а ряд функций системы останется невостребованным. Чтобы такого не произошло, стоит не только изучить процессы предприятия, но и правильно разработать CRM-стратегию.
Получите полный контроль над всеми аспектами вашего бизнеса, отслеживая ключевые показатели и принимая взвешенные решения на основе данных вместе с Битрикс24.
Что такое CRM-стратегия
CRM-стратегия – это план взаимодействия компании с клиентами на платформе для автоматизации продаж. Он нацелен на улучшение и упрощение коммуникации, а также на снижение расходов и рост прибыли. CRM-стратегия требуется любому бизнесу, в том числе и начинающему.

В одной организации может быть разработано сразу несколько CRM-стратегий, которые помогут достичь поставленных целей. Каждая из них будет направлена на улучшение показателей бизнеса: среднего чека и прибыли в целом, количества новых и постоянных клиентов, уровня их лояльности к бренду.
Цели и задачи CRM-стратегии
Четко выстроенный план по улучшению коммуникации с аудиторией на базе CRM позволит вам добиться следующих целей:
-
постоянный прирост клиентов;
-
увеличение количества сделок в компании;
-
масштабирование бизнеса;
-
переход от массовой на индивидуальную работу с каждым клиентом путем разработки бонусной системы и прочих привилегий;
-
налаженная стандартизация процессов: приведение алгоритма работы с клиентами и внутреннего взаимодействия между сотрудниками к единому стандарту;
-
улучшение показателей и повышение уровня компетентности персонала;
-
достижение ключевых показателей, спрогнозированных ранее.
Чтобы достичь успеха, важно определить основные задачи CRM-стратегии. Иначе говоря, в чем смысл автоматизации управления коммуникации с клиентами?
Для большинства компаний, работающих в сегменте B2C, можно определить несколько ключевых задач:
Пошаговая инструкция по разработке CRM-стратегии
Шаг 1. Разработка плана взаимодействия с клиентами: проведение глубокого аудита процессов в компании. Необходимо проанализировать следующие показатели:
-
Нишу, в которой компания планирует развиваться или уже активно это делает. Изучите ключевых конкурентов, состояние отрасли и текущее положение вашего бизнеса в ней.
-
Сильные и слабые стороны компании.
-
Недостатки внутренних процессов. Чего не хватает компании для построения эффективной корпоративной политики?
-
Портрет покупателя. Кто клиент бизнеса? Какие категории клиентов наиболее важны для компании? Какая модель поведения у ключевой аудитории и какие у нее потребности?
Последний показатель – один из главных.
Изучите своих клиентов максимально подробно, причем не только с помощью специального программного обеспечения. Вам помогут опросы, анкетирование, изучение профилей клиентов в соцсетях, сбор отзывов на сторонних площадках и живое общение менеджеров с потенциальными заказчиками.
Шаг 2. После проведенного аудита и анализа целевой аудитории следующим этапом станет определение бизнес-целей. Они должны совпадать с CRM-стратегией. Простой способ постановки целей перед компанией – SMART. Метод SMART – это аббревиатура из пяти английских слов:
Шаг 3. Создание карты пути клиента – CJM (Сustomer journey map). CJM визуально отображает поведение потенциального покупателя от первого касания (знакомства с брендом) до совершения покупки. Маркетологи изучают варианты построения маршрута клиентов для дальнейшего улучшения взаимодействия с ними и выявления причин срыва сделки. Подробнее о CJM – здесь.
Функции CRM-системы позволяют автоматически собирать сведения о маршруте клиента на каждом этапе пути, упрощая проведение маркетингового анализа.
Шаг 4. Разработайте показатели оценки успеха: KPI, уровень конверсии, чистая прибыль, процент довольных клиентов и тех, кто обращается в компанию повторно.
Шаг 5. Выберите платформу для автоматизации. Исходя из потребностей компании, определите, какая CRM-система оптимально подойдет для вашего бизнеса и впишется в бюджет.
Шаг 6. Внедрите в работу CRM максимальное количество процессов в компании.
Шаг 7. Обучение сотрудников. Организуйте доступ персонала к обучающим материалам и инструкциям по работе с CRM-системой.
Шаг 8. Адаптация CRM-стратегии. Проводите постоянный сбор и анализ данных, изучайте обратную связь от покупателей и состояние отрасли в целом, чтобы оперативно корректировать стратегический план.
Шаг 9. Оценка результатов на основе полученных показателей, которые перечислены в шаге 4.

Признаки того, что в выбранной CRM-стратегии есть недостатки
Небольшое количество регистраций пользователей в системе, а также малое количество информации о клиентах. Это свидетельствует о том, что сотрудники не пользуются CRM-системой либо пренебрегают ведением клиентской базы.
Использование малого количества опций CRM. Скорее всего, персонал не полностью адаптирован к работе в системе или намеренно саботирует ее, не желая тратить время на освоение новых технологий.
Также CRM-стратегия нуждается в изменениях в следующих случаях:
-
когда меняется состав руководства компании;
-
происходит активное масштабирование бизнеса;
-
отчетность в CRM стала занимать много времени;
-
сотрудники вообще перестали пользоваться CRM-системой.
Зачастую необходимо пересмотреть не только стратегический план, но и модификацию CRM – изменение функционала платформы. Здесь предпринимателю пригодится помощь профессионального интегратора системы, поскольку провести модернизацию CRM под конкретные потребности бизнеса без соответствующих знаний практически невозможно.
Оставьте заявку на внедрение Битрикс24
Мы поможем выбрать и внедрить лучшие решения