Автомобиль сегодня имеется практически в каждой семье, а иногда даже у нескольких ее членов. Наличие личного автомобиля однозначно делает жизнь человека более комфортной. С помощью машины мы можем решать свои повседневные дела. Машина помогает сэкономить нам время. И, конечно же, на машине передвигаться по городу намного удобнее, чем в переполненном душном автобусе или трамвае.
Но иногда с машиной могут произойти неприятные неожиданности, которые буквально выбивают из колеи. Например, автомобили ломаются или попадают в дорожно-транспортные происшествия. И при этом не всегда по страховке удается получить качественный ремонт автомобиля. Если вы нуждаетесь в профессиональном и надежном ремонте, автосервис INFULL – это то, что вы искали. Наши мастера работают с повреждениями автомобилей любого уровня сложности. Также на сайте вы можете отправить заявку на расчет ремонта вашего авто по ссылке. Посмотреть фото до и после, а также изучить честные отзывы клиентов вы можете на нашем сайте.
Если с серьезными повреждениями и поломками автомобиля водители, как правило, обращаются в автосервисы, то за общим состоянием транспортного средства должен следить сам владелец. Для того чтобы автомобиль прослужил как можно дольше, автолюбитель должен вовремя проходить техосмотры и производить замену расходников.
Но далеко не каждый любитель авто обладает знаниями о том, что даже несмотря на исправную работу такого устройства, как аккумулятор, его все равно необходимо регулярно подзаряжать. А некоторые даже не знают, как это правильно делать. В связи с этим многие автовладельцы пренебрегают зарядкой аккумулятора. Избежать таких неожиданностей, как разряженный аккумулятор и отказ двигателя заводиться в самое неподходящее время, поможет знание устройства транспортного средства и процессов, которые происходят внутри него.
Что такое АКБ и как она работает
Автомобильный аккумулятор являются важнейшим компонентом всей системы транспортного средства, поскольку он обеспечивает его электроэнергией, необходимой для запуска двигателя, работы фар, а также для успешной работы различных электронных устройств.
АКБ – это аккумуляторный блок, или автомобильный аккумулятор, который является источником питания для электрического оборудования автомобиля.
АКБ (автомобильная кислотная батарея) работает по принципу химической реакции, в которой происходит преобразование химической энергии в электрическую, и наоборот. В основе работы автомобильного аккумулятора лежит окислительно-восстановительная реакция.
Внутри аккумулятора находятся два электрода – положительный (катод) и отрицательный (анод), между которыми находится электролит (обычно это серная кислота). При подключении аккумулятора к цепи электрической нагрузки возникает химическая реакция, в результате которой происходит освобождение электрической энергии. В процессе разрядки аккумулятора происходит преобразование химической энергии в электрическую, которая позволяет питать электрические устройства автомобиля. При работе двигателя транспортного средства аккумулятор также заряжается за счет генератора, который преобразует механическую энергию двигателя в электрическую.
Таким образом, автомобильный аккумулятор играет важную роль в обеспечении питания электрических систем автомобиля, и его работа основана на принципах химических реакций и электрохимии.
Почему аккумуляторы разряжаются?
Срок службы автомобильных аккумуляторов в среднем равен пяти годам. Иногда аккумулятор может прослужить и дольше. Зависит этот срок от того, насколько хорошо за аккумулятором ухаживают. В зависимости от того, как часто вы пользуетесь автомобилем, аккумулятор может начать стареть и через три года. Например, из-за регулярных коротких (менее 6–8 км) поездок аккумулятор не может полностью подзарядиться, за счет чего сокращается срок его службы. В особенности такие поездки вредны в зимний период времени, когда работают дополнительные потребители энергии, такие как обогрев стекол и зеркал, а также подогрев сидений. В такой ситуации владельцу автомобиля придется заменить аккумулятор быстрее, чем если бы он регулярно совершал длительные поездки на машине.
Если вы совершаете много небольших поездок, аккумулятор может не успеть полностью зарядиться перед повторным использованием, и он, скорее всего, выйдет из строя быстрее.
На состояние автомобильных аккумуляторов также может влиять ряд других факторов:
-
Холодная погода. Чем холоднее за бортом, тем быстрее будет разряжаться аккумулятор.
-
Неисправность генератора. Генератор помогает автомобилю оставаться заряженным после включения зажигания. Но если генератор выходит из строя или ремень генератора проскальзывает, слетает или обрывается, он может не перезарядить аккумулятор.
-
Потребление электричества с выключенным двигателем. Если двигатель не работает, то зарядка аккумулятора не производится. Аккумулятор может окончательно сесть (особенно если он уже не новый или частично разряженный), если забыть выключить фары, освещение в салоне или долго слушать музыку.
-
Неплотное соединение может повредить аккумулятор и/или разрядить его. Регулярно проверяйте кабели аккумуляторной батареи на наличие коррозии. Если вы ее обнаружите, очистите кабели, чтобы обеспечить плотное соединение.
Батареи не вечны. На срок службы аккумулятора влияет то, как часто вы заводите автомобиль, как далеко вы ездите, исправность генератора, погодные условия в вашем регионе и многое другое.
Как защитить аккумулятор автомобиля?
Есть способы, с помощью которых можно защитить аккумулятор вашего автомобиля и продлить срок его службы. Например, регулярные получасовые поездки помогут обеспечить правильную подзарядку. Кроме того, обязательно помните о выключении всего электрооборудования, когда глушите двигатель. Сюда входит музыкальная система, обогреватели, дворники и др. Когда дело доходит до обслуживания аккумулятора, полезно убедиться, что клеммные соединения очищены от мусора и надежно закреплены. Их также необходимо содержать в чистоте. Чтобы предотвратить накопление коррозионного материала на клеммных разъемах, можно покрыть их вазелином.
Правила безопасности
Автомобильные аккумуляторы содержат взрывоопасные водородно-кислородные газы и серную кислоту, которая может вызвать серьезные ожоги. Во избежание травм соблюдайте меры предосторожности при работе с аккумулятором.
1. Перед началом работы с автомобильным аккумулятором снимите все украшения. Электрический заряд может пройти через инструмент в металлическое кольцо, браслет или часы.
2. При работе с аккумулятором необходимо использовать защитные средства, такие как перчатки, очки и маску. А также надевать одежду с длинными рукавами. Перечисленные средства предназначены для предотвращения ожогов кожи и глаз кислотой, которая содержится в аккумуляторе.
3. Необходимо убедиться, что рабочее место хорошо проветривается.
4. Никогда не наклоняйтесь над аккумулятором.
5. Соблюдайте осторожность при работе с металлическими инструментами или проводами, чтобы избежать короткого замыкания.
6. В случае, когда произошел прямой контакт с жидкостями аккумулятора, срочно промойте это место водой и немедленно обратитесь к врачу. Помните, что АКБ содержит серную кислоту!
7. При работе с аккумулятором запрещено курить и пользоваться открытым огнем.
Инструкции и меры предосторожности можно найти в руководствах по эксплуатации вашего автомобиля и аккумулятора.
Виды автомобильных аккумуляторов
На сегодняшний день на рынке существует много различных АКБ. Разделяются они на несколько категорий, у которых есть как плюсы, так и минусы.
Давайте подробнее рассмотрим каждый из них:
-
Гелевые АКБ. В отличие от классических кислотных аккумуляторов, гелевые не имеют жидкого электролита. У данного типа аккумуляторов есть множество преимуществ. Например, нет выкипания воды, а срок службы равен примерно 10 годам. Из минусов отметим довольно высокую стоимость и недостаточную электропроводность геля при сильном морозе.
-
В щелочных АКБ вместо кислотного раствора используется щелочной. Такие аккумуляторы малочувствительны к перезаряду, хорошо работают в условиях экстремально низких температур и лучше накапливают энергию. Плюсов у такого вида АКБ предостаточно. Но, увы, все преимущества перекрывает один огромный минус – такие АКБ довольно больших размеров.
-
Кислотные АКБ делятся на несколько типов. Первый – обслуживаемые. Это те АКБ, которые имеют пробки в крышках. С помощью этих пробок можно проверить плотность электролита и долить при необходимости выкипевшую воду до необходимого уровня. Второй – необслуживаемые или малообслуживаемые. Самый распространенный вид АКБ на рынке. У таких аккумуляторов значительно снижено содержание сурьмы, благодаря чему вода не выкипает так интенсивно. В процессе эксплуатации отсутствует необходимость добавлять ее. Третий – Са/Са technology. У таких АКБ вместо сурьмы в сплав свинца добавлен кальций. Такая замена была нацелена на снижение интенсивности выкипания воды. Также смена элемента положительным образом повлияла на КПД аккумулятора и его энергоемкость. Минусом такой АКБ является довольно высокая стоимость и гиперчувствительность к перезарядам. Если забыть выключить фары надолго хотя бы 5–6 раз, АКБ станет не рабочей. Четвертый тип АКБ – это так называемые гибридные аккумуляторы. В целом они являются смесью всех вышеперечисленных видов. На «+» электроды нанесена сурьма, а на «-» нанесен кальций. Такое решение позволило достичь золотой середины: вода не сильно выкипает, но при этом они не имеют такой чувствительности к перезаряду.
Как проверить заряд аккумулятора
Вне зависимости от того, какая АКБ будет установлена на автомобиле, обязательно необходимо контролировать уровень заряда и общее состояние батареи. Особенно если транспортным средством долго не пользовались. Во время движения, как мы уже написали выше, аккумулятор подзаряжается от генератора. А при коротких поездках тока может не хватать для того, чтобы полноценно восстанавливать заряд АКБ. И из-за этого запас электричества в аккумуляторе может уменьшаться.
Для того чтобы проверить заряд АКБ, понадобится мультиметр или вольтметр. Это приборы для измерения силы тока, сопротивления и напряжения. Для начала нужно заглушить автомобиль и выключить фары, мультимедийную систему и все остальные потребители. На приборе (мультиметре или вольтметре) необходимо выставить предел измеряемого напряжения на 20 В. Данная величина указана для аккумулятора легкового транспортного средства. Затем нужно снять с клемм АКБ защитные колпачки и соединить щупы прибора с контактами батареи. При этом важно внимательно следить за полярностью, так как, если ее перепутать, некоторые приборы могут ничего не показать. На экране прибора должно появиться значение напряжения. Оно будет выше номинальных 12 вольт.
Измерения рекомендовано проводить при комнатной температуре. Необходимо учитывать, что в холоде плотность электролита становится больше. Если батарея не успела остыть, то плотность будет низкая. При нормальной температуре 100% заряда примерно соответствует напряжению 12,7–12,9 В на клеммах АКБ. Если будет происходить потеря каждой десятой доли вольта, то заряд будет уменьшаться примерно на 10%. То есть напряжение в 12,4 В сообщает о 70% заряда, а 12,2 В — о 50%.
Для обслуживаемой АКБ лучше воспользоваться ареометром. Это прибор, который измеряет плотность жидкости. Для того чтобы проверить плотность электролита, необходимо дождаться, пока он остынет. На это может потребоваться от 5 до 10 минут. Затем нужно выкрутить пробки и погрузить прибор в жидкость (электролит) каждой колбы, следуя инструкции. Далее посмотрите на показания прибора. Исправная заряженная батарея имеет плотность электролита 1,27 г/см3. Если плотность упала на 0,01 г/см3, то это будет означать потерю примерно 6% заряда. Большинство малообслуживаемых (необслуживаемых) аккумуляторов имеют сбоку небольшое окошко, цвет которого меняется в зависимости от плотности электролита. Таким способом также можно контролировать уровень заряда АКБ. Но этот метод не достоверный.
Чем зарядить аккумулятор автомобиля
Давайте теперь разберем способы зарядки аккумулятора при помощи зарядного устройства. Купить зарядное устройство можно в любом автомагазине. Заряжать можно как постоянным током, так и постоянным напряжением (т. е. переменным током от промышленной сети).
Зарядка постоянным током
Такой способ зарядки АКБ хорош тем, что позволяет привести аккумулятор в готовность к эксплуатации быстрее, чем переменным током.
Инструкция:
-
Установите на зарядное устройство защиту от скачков напряжения на уровне, максимально допустимом для АКБ. Если данная функция имеется на устройстве.
-
Отрегулируйте силу тока на уровне не более 8–10 ампер. При меньших значениях процесс заряда будет более долгим, но при этом более эффективным и безопасным. Также это окажет благотворное влияние на фактическую емкость батареи.
-
Значение напряжения постепенно начнет расти, и его необходимо будет контролировать на дисплее или шкале зарядного устройства.
-
Когда значение напряжения станет равным предельно допустимому для АКБ, уменьшите подаваемый ток вдвое. Запрещено допускать кипение электролита. Если будет слышен булькающий звук, то необходимо срочно снизить силу тока.
-
После того как уменьшится ток, напряжение снизится, но через какое-то время снова начнет возрастать. Необходимо продолжать зарядку с теми же значениями тока до достижения максимально допустимого напряжения.
-
Когда процесс заряда подойдет к завершению, необходимо уменьшить подаваемый ток до минимальных значений (0,25–0,5 ампер). Оставьте аккумулятор подключенным к зарядному устройству еще на 1–2 часа. Напряжение должно оставаться неизменным.
Прежде чем приступить к зарядке аккумулятора постоянным током, убедитесь, что зарядное устройство соответствует техническим характеристикам аккумулятора (напряжение, емкость, ток заряда). Всегда следуйте инструкциям производителя зарядного устройства и аккумулятора.
Важно также обеспечить хорошую вентиляцию и изоляцию от источников искр во время зарядки, чтобы предотвратить возгорание или взрыв аккумулятора. Будьте осторожны и следите за процессом зарядки, чтобы избежать перегрева аккумулятора.
Зарядка постоянным напряжением
Регулярная подзарядка аккумулятора постоянным напряжением может помочь увеличить срок его службы и сохранить работоспособность. Данный способ более долгий, но и более безопасный.
Инструкция:
-
Для начала необходимо проверить, есть ли у зарядного устройства функция автоматического ограничения силы тока. Если встроенная функция отсутствует, нужно выставить ограничение вручную.
-
Далее нужно отрегулировать подаваемое напряжение до максимального значения для АКБ. Вначале сила тока должна резко возрасти, но потом начнет быстро уменьшаться.
-
Можно оставить АКБ в таком состоянии. Без присмотра. Сила тока будет самостоятельно снижаться по мере накопления заряда батареей.
-
Время зарядки АКБ будет зависеть от емкости и ее состояния. Как правило, процесс зарядки длится более суток. Но уровень заряда аккумулятора нужно периодически проверять.
-
Когда сила тока достигнет 0,25–0,5 ампер, необходимо отключить зарядное устройство.
-
Если в процессе электролит начнет закипать, нужно отключить зарядное устройство и дать батарее остыть. Через некоторое время можно будет продолжить зарядку.
Большинство современных зарядных устройств оснащены встроенной автоматикой для отслеживания значения тока и напряжения. Это делает процесс зарядки более простым и удобным. После того как АКБ зарядится, система сама отключит питание или будет держать его на минимуме. Но все же не рекомендуется оставлять надолго без присмотра заряжающуюся АКБ.
Сколько по времени заряжается аккумулятор автомобиля
Время зарядки аккумулятора автомобиля может варьироваться в зависимости от нескольких факторов, таких как текущий уровень разряда аккумулятора, емкость аккумулятора, тип зарядного устройства и др. Заряд аккумулятора автомобиля может занимать до 12 часов в зависимости от вышеперечисленных факторов.
Заряд постоянным током может длиться около 10 часов. При зарядке АКБ постоянным напряжением процесс может занять около 25 часов.
Что делать, если сел аккумулятор, а ехать нужно
Есть несколько способов, как завести мотор автомобиля при севшем аккумуляторе. Самый часто используемый метод – «прикурить» свой автомобиль от другого. Суть данного метода заключается в том, чтобы подключить разряженный аккумулятор авто к бортовой сети другой машины для передачи электричества, достаточного для запуска двигателя стартером. Для этого потребуется пара мощных проводов с зажимами, которыми соединяются клеммы аккумуляторов обеих машин.
Подсоединять зажимы нужно в следующей последовательности: плюс донора, плюс получателя, минус донора, «масса» получателя. При этом оба двигателя должны быть заглушены. После чего нужно подождать несколько минут или завести машину донора и дать ей поработать хотя бы некоторое время. Можно с оборотами выше холостых, чтобы генератор выдал больший ток. После этого нужно заглушить донорское авто и потом попробовать завести вторую машину. Если все прошло успешно, не нужно глушить машину, у которой сел аккумулятор. Отключите провода и езжайте. Для того чтобы подзарядить аккумулятор, на автомобиле нужно поездить.
Вывести из строя электронную систему автомобиля, от которого «прикуривают», можно лишь при неправильных действиях в процессе. Необходимо четко следовать инструкции, и тогда никаких проблем не будет. Как правило, инструкция есть в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Если водитель не уверен в своих знаниях, у него нет необходимых инструментов или никто не может «прикурить», то всегда можно воспользоваться эвакуатором или вызвать службу помощи на дорогах. Как правило, такие службы работают круглосуточно, без праздников и выходных. Среднее время ожидания службы – около 20 минут.
Большинство автолюбителей воспринимают автомобильный аккумулятор как нечто само собой разумеющееся. Но этот важный элемент является единственным источником питания для запуска вашего автомобиля. По статистике, неисправные аккумуляторы являются одной из наиболее частых причин поломок автомобилей.