ДОПОГ на перевозку опасных грузов
Узнайте о соглашении ДОПОГ - классификации грузов, требованиях к транспорту, водителям, документам и штрафах за нарушения.
- Поделиться
- Лайк
- Комментарии
- В закладки
Разбираем понятие CIF («Стоимость, страхование и фрахт») согласно международным торговым условиям Incoterms.
Инкотермс (International Commercial Terms) — это набор стандартов, разработанный Международной торговой палатой (ICC) для упрощения и унификации условий внешней и внутренней торговли. Инкотермс регулирует три основных аспекта сделки: обязанности, риски и затраты.
Условие поставки CIF Incoterms (от англ. “Cost, Insurance and Freight”) переводится как «стоимость, страхование и фрахт». Это означает, что продавец оплачивает стоимость товара и берет на себя фрахтовые расходы и страхование груза до порта назначения. Таким образом, продавец считается выполнившим свои обязательства с момента передачи груза, застрахованного и погруженного на борт судна в порту отгрузки.
При поставке CIF риск потери или повреждения товара переходит к покупателю сразу после погрузки на судно в порту отправления. До этого момента ответственность за груз несет продавец. И если груз портится из-за задержки в порту назначения или при разгрузке, ответственность ложится на покупателя.
По условию CIF продавец обязан оформить страхование груза в пользу покупателя. Обычно полис покрывает не менее 110% стоимости товара (10% закладывается на форс-мажор). По умолчанию используется минимальное покрытие, но стороны могут договориться об увеличении лимита. Расходы по страхованию оплачивает продавец, что защищает покупателя: риски порчи груза покрываются страховым возмещением.
По сравнению с FOB (Free On Board), где продавец передает все риски покупателю сразу после погрузки на судно, по CIF продавец несет расходы и риски до погрузки и оплаты фрахта. Условия CFR (Cost and Freight) похожи на CIF, но по CFR продавец не обязан страховать груз. Условия CIP (Carriage and Insurance Paid) допускают перевозку любым видом транспорта до указанного места назначения и требуют полного страхового покрытия «по всем рискам».
Инкотермс |
Вид транспорта |
Продавец оплачивает |
Момент перехода риска |
Страхование |
CIF |
морской/водный |
фрахт до порта + страховка |
при погрузке на судно |
минимальное (110% стоимости) |
FOB |
морской/водный |
доставка до борта судна |
при погрузке на судно |
не включает |
CFR |
морской/водный |
фрахт до порта |
при погрузке на судно |
нет обязательной страховки |
CIP |
любой |
доставка до пункта назначения |
при передаче перевозчику |
полное |
Преимущества:
Недостатки:
Российская компания заказывает станки из Китая на условиях CIF во Владивосток. В этом случае продавец из Китая организует доставку морем до порта Владивостока, оплачивает фрахт и страховку, а покупатель получает груз в порту.
Аналогично CIF используют при поставках из других портов (например, CIF Шанхай – порт Владивосток), освобождая покупателя от забот о доставке до порта назначения. После прибытия товара покупатель разгружает его и отвечает за дальнейшую доставку по России.
Для расчета можно воспользоваться формулой: CIF = FOB + Фрахт + Страховка
Итоговая стоимость обычно составляет около 1,5%–3% от стоимости товара.
Основные изменения между редакциями Incoterms 2010 и 2020:
Нет. По правилам Incoterms CIF применяется только к морским и внутренним водным перевозкам. Для авиа- или автомобильной доставки используют другие условия (например, CPT, CIP, DAP и др.).
Поскольку по CIF риск повреждения переходит к покупателю после погрузки на судно, то за порчу груза с этого момента отвечает покупатель. Продавец несет риск только до погрузки, после чего все убытки покрываются страхованием.
Необходимо направить страховщику письменную претензию с полным пакетом документов (договор, коносамент, полис, акты). Если страховая необоснованно откажет, можно жаловаться в контролирующие органы. Например, подать жалобу в Центробанк РФ через приемную, приложив доказательства своей правоты, или обратиться в Роспотребнадзор (при нарушении прав потребителя). В крайнем случае спор разрешается в суде.
Подписывайтесь сейчас
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: