Назад к списку

Апелляция оставила в силе взыскание 49,5 млрд р. с владельца и арендатора «Волгонефть-212» за ущерб Черному морю

15-й апелляционный суд подтвердил взыскание 49,5 млрд р. c «Каматрансойл» и «Кама Шиппинг» за ущерб Черному морю после крушения «Волгонефть-212». Отказ в создании фонда ограничения ответственности и причины аварии — в разборе с акцентом на страхование и риски.

Редакция INFULL
2 декабря 2025 г.
0

15-й Арбитражный апелляционный суд подтвердил решение АС Краснодарского края о взыскании с пермских компаний «Каматрансойл» и «Кама Шиппинг» в бюджет РФ 49,5 млрд р. — сумму ущерба Черному морю после крушения танкера «Волгонефть-212» с 4200 тоннами мазута на борту в декабре 2024 г. Третьим лицом по делу проходит «ВСК».

Что решил суд

Апелляция поддержала позицию первой инстанции и оставила в силе взыскание в полном объеме. Одновременно подтвержден отказ в создании фонда ограничения ответственности за ущерб от загрязнения, на который рассчитывали ответчики.

Кто несет ответственность

Собственником судна является «Каматрансойл», арендатором — «Кама Шиппинг». Ущерб с них будет взыскан в солидарном порядке.

Почему отказали в фонде ограничения

Согласно заключению Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по ЮФО, крушению предшествовали нарушения: невыполнение капитаном судна и судовладельцем сезонных ограничений на плавание в морской акватории Керченского пролива (судну запрещено было находиться там в декабре), а также несоблюдение требований нормативных актов Минтранса России к квалификации и комплектации экипажа. Эти выводы стали ключевыми для отказа в ограничении ответственности за загрязнение.

Риски для отрасли и роль страхования

Для морского бизнеса это решение — сигнал к усилению комплаенса и управлению экологическими рисками. Полисы по направлению Страхование морских рисков помогают формировать финансовый буфер на случай аварий и претензий государства.

Отдельное внимание — покрытию обязательств по Бункерной конвенции. В ряде кейсов компаниям требуется Голубая карта (Бункерная конвенция), подтверждающая наличие обеспечения на случай загрязнения бункерным топливом.

Крупные экологические убытки отражаются на доступе к финансированию: банки пересматривают условия, дорожают кредиты, ужесточаются ковенанты по лизинг флотилии. Это влияет на инвестиции, а также на стратегии казначейства и риск-менеджмента. Косвенно под удар попадает и обеспечение по проектам, где в структуре залогов участвуют суда; даже ипотека активов может требовать переоценки при росте юридических рисков. В такой среде страхование становится не просто затратой, а частью финансовой защиты бизнеса.

С точки зрения корпоративного управления руководителям стоит оценить персональные риски: претензии к соблюдению регламентов и управленческим решениям могут повлечь индивидуальную ответственность. Для таких сценариев предназначено Страхование ответственности директоров и руководителей (D&O).

По теме

  • Страховщикам танкеров «Волгонефть» отказали в создании фондов ограничения ответственности.
  • Ответственность владельцев танкеров «Волгонефть» застрахована на 4 млрд р.

Что это значит для рынка

Прецедент подчеркивает: при нарушении сезонных ограничений и требований к экипажу надежда на ограничение ответственности за загрязнение минимальна. Для судовладельцев и арендаторов критично поддерживать действующие программы страхование, обновлять лимиты, перепроверять соответствие флотских процедур нормам и готовность к аварийно-спасательным работам. Это помогает защитить баланс, отношения с банки и инвесторами, сохранить доступные кредиты, оптимизировать лизинг и поддерживать долгосрочные инвестиции в флот.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...