Назад к списку

Арбитраж по судну у Териберки: «Сберстрахование» и «Альфастрахование» в деле на 633 млн р.

Арбитражный спор на 633 млн р. вокруг «Нордик Джиант» у Териберки: в деле «Сберстрахование» и «Альфастрахование», арест активов и вопросы ответственности.

Редакция INFULL
8 сентября 2025 г.
2

Как стало известно АСН, Арбитражный суд Мурманской области привлек «Сберстрахование» и «Альфастрахование» в качестве третьих лиц в споре между компаниями «Онего Шиппинг Лтд» и «Белуга Проджектс Лоджистик». Сумма заявленных расходов на спасательную операцию — 633 млн р., что делает кейс показательным для рынка, где страхование тесно пересекается с интересами банкиров, участников сделок по лизингу и инвестиций.

Факты и хронология: судно у Териберки почти год на мели

«Онего Шиппинг Лтд» (Санкт-Петербург) работает в сфере инженерных изысканий и проектирования. «Белуга Проджектс Лоджистик» (Москва) специализируется на транспортно-логистических услугах и вспомогательной деятельности, связанной с перевозками.

5 октября 2024 г. в Баренцевом море во время буксировки дноуглубительного судна (земснаряда) «Нордик Джиант» (находилось в аренде у «Онего Шиппинг Лтд») буксиром «Белуга Бремен» (принадлежит «Белуге Проджектс Лоджистик») оборвался буксирный трос. В результате этого земснаряд сел на береговую отмель в районе мыса Териберский Мурманской области. Там он находится до сих пор.

Требования: 633 млн р. за спасение и не менее 400 млн р. на восстановление

Арендатор буксира заявил об убытках, связанных с расходами на спасательную операцию, в размере 633 млн р. Эти деньги он пытается взыскать через арбитраж с «Белуги». Также он предполагает, что восстановительный ремонт судна обойдется не менее чем в 400 млн р.

Страховщики в процессе и нормативная рамка

Согласно данным НССО, на день инцидента ответственность владельца опасного объекта «Онего Шиппинг Лтд» была застрахована в «Альфастраховании». Ни этот страховщик, ни «Сбербанк Страхование», который также выступает в суде в качестве третьего лица, не ответили на запросы АСН.

Ситуация подчеркивает значимость инструментов, таких как Страхование морских рисков, и необходимость выверенной стратегии управления рисками: она важна для участников перевозок, а также для структур, где задействованы банки, кредиты и инвестиции в инфраструктуру портов и флота.

Отдельно в морской повестке нередко фигурирует и документарное обеспечение ответственности судовладельцев, включающее международные сертификаты, например Голубая карта (Бункерная конвенция), что влияет на тарифы, лимиты и условия страхование ответственности.

Арест активов после инцидента

Перед подачей иска о взыскании убытков «Онего Шиппинг Лтд» потребовал через суд наложить арест и запретить проводить регистрационные действия с буксиром «Белуга Бремен» (после инцидента он был переименован в «Арктур») и тремя понтонами. Суд удовлетворил эти требования.

Происхождение «Нордик Джиант»: контекст 2022 года

Кстати, судьба у «Нордик Джиант» незавидная. Этот земснаряд достался «Онего» в 2022 г., когда был арестован и изъят у голландской компании, которая в одностороннем порядке прекратила участие в проекте СПГ в Баренцевом море. Подобные действия с иностранными судами стали ответом России на запрет захода судов под флагом РФ в порты ЕС и другие жесткие меры.

Значение для финансового рынка

История демонстрирует, как страхование взаимосвязано с финансированием: банки оценивают залоговые риски, кредиты под морскую технику и лизинг зависят от страхового покрытия и франшиз, а инвестиции в проекты на море — от стабильности юридической практики. В спорных ситуациях страхование часто выступает буфером для бизнеса и кредиторов, снижая удар по денежным потокам. Это важно для компаний, чьи активы участвуют в перевозках, а их договоры опираются на кредиты, ипотека объектов портовой недвижимости, лизинг судов и инвестиции в инфраструктуру.

  • Для перевозчиков — критична корректная настройка полисов ответственности; в том числе может потребоваться Страхование ответственности перевозчика.
  • Для кредиторов и инвесторов — прозрачные условия страхование рисков повышают предсказуемость возвратов и обслуживания долгов.
  • Для лизингодателей — устойчивость страховых программ влияет на стоимость владения активом и платежи по лизинг-графикам.

Итог

Разбирательство вокруг «Нордик Джиант» — пример того, как единичный инцидент в Баренцевом море отражается на страхование сложных морских проектов. Оно затрагивает банки, кредиты и инвестиции, а в более широком контексте — цепочки поставок, лизинг флота и инфраструктурные программы. Ожидаемые решения арбитража дадут рынку дополнительные ориентиры по распределению ответственности и влиянию страховых программ на финансовые обязательства.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...