Назад к списку

«Ингосстрах» намерен инициировать банкротство АО «Аэропорт Якутск» из‑за долга 1,1 млрд р.

АСН сообщило о намерении «Ингосстраха» инициировать банкротство АО «Аэропорт Якутск» из‑за долга 1,1 млрд р. Рассказываем факты, суммы и выводы МАК.

Редакция INFULL
4 сентября 2025 г.
0

Ключевое: поводом для возможного обращения в суд стал долг в 1,1 млрд р. за разрушенный Sukhoi SuperJet 100. АСН стало известно о намерении «Ингосстраха» обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом АО «Аэропорт Якутск» (прибыль 22 млн р. в 2024 г., выручка — 2,4 млрд). Транспортный хаб является должником страховщика.

Что произошло и почему вопрос дошёл до банкротства

Иск связан с последствиями авиационного инцидента 2018 г. с самолетом Sukhoi SuperJet 100. В результате катастрофических повреждений борт был списан, а у аэропорта возникла долговая нагрузка перед страховой стороной. По АвиаКАСКО «Ингосстрах» выплатил 90% от стоимости борта (1,1 млрд р.), оставшуюся сумму компенсировал «Стерх». После этого оба страховщика предъявили суброгационные требования к АО «Аэропорт Якутск» и выиграли иски; дополнительно «Ингосстрах» отсудил 177 млн р. процентов за пользование чужими средствами.

Ключевые цифры дела

ПоказательСумма/данные
Основной долг1,1 млрд р.
Проценты по решению суда177 млн р.
Прибыль АО «Аэропорт Якутск» в 2024 г.22 млн р.
Годовая выручка2,4 млрд

Инцидент 2018 г.: выводы МАК и фактическая картина

В 2018 г. в аэропорту случился авиационный инцидент с самолетом Sukhoi SuperJet 100: борт выкатился за пределы ВПП, потекло топливо, пожара не возникло. На борту находилось 92 человека, пострадали четверо. Как показало расследование МАК, причиной инцидента стала передача службами аэропорта экипажу не соответствующей действительности информации о величине коэффициента сцепления (КС). Экипажу сообщили о КС 0,45, тогда как в действительности он составлял менее 0,3 (в таком случае принимать борт вообще было нельзя). Самолет проскользил по основной ВПП, выкатился на реконструируемую и сломал стойки шасси. Примечательно, что ранее в этот же день аналогичный инцидент, но без серьезных последствий, в том же аэропорту произошел с другим бортом Sukhoi SuperJet 100, однако службы аэропорта не учли это происшествие.

Страховое покрытие и суброгация

Страховщиком ответственности и судна авиакомпании «Якутия» был «Стерх», а риски были перестрахованы в «Ингосстрахе». Самолет получил значительные повреждения и был списан. По итогам урегулирования по Авиационному страхованию и каско выплаты распределились следующим образом: 90% от стоимости борта (1,1 млрд р.) компенсировал «Ингосстрах», остальную сумму — «Стерх». Затем оба страховщика обратились в суд к АО «Аэропорт Якутск» по суброгации и выиграли дела; сверх суммы «Ингосстрах» взыскал 177 млн р. процентов.

Позиция аэропорта: социальная и инфраструктурная значимость

В рамках судебных процедур аэропорт просил об отсрочке платежей, ссылаясь на системную роль единственного авиаузла столицы Республики Саха (Якутия) и критическую зависимость региона от бесперебойных авиаперевозок.

Сбой работы аэропорта повлечет невозможность осуществления авиаперевозок и фактически оставит в изоляции население Республики Саха (Якутия) — крупнейшего региона, площадь которого составляет практически 20 % территории страны, — говорится в материалах суда. — Парализация работы аэропорта Якутск в зимний период сорвет северный завоз, в результате чего удаленные населенные пункты Республики Саха (Якутия), особенно в его арктической части, не будут обеспечены топливом, продовольствием и другими жизненно необходимыми товарами. "Аэропорт Якутск" несет также военнотранспортную обязанность.

Ранее по теме: судебные решения и отсрочки

  • СК «Стерх» удалось взыскать 101 млн р. с аэропорта Якутска за крушение самолета.
  • Аэропорт Якутска добился отсрочки выплаты 1,1 млрд р. «Ингосстраху».

Риски ответственности перевозчика и роль страхования

Случай подчеркивает, насколько тщательно следует выстраивать страхование ответственности и управление операционными рисками на транспорте. Для перевозчиков важны корректные условия по полисам и грамотный контроль безопасности. В этой связи интерес вызывает Страхование перевозчика пассажиров (ОСГОП), обеспечивающее защиту от претензий пострадавших лиц и финансовых издержек.

Финансовый контекст: влияние на банки, кредиты и инвестиции

Подобные кейсы отражаются на финансовой устойчивости инфраструктурных активов и на appetit к риску у инвесторов: банки оценивают вероятность дефолта, ужесточают ковенанты по кредитам, а инвестиции требуют дополнительного анализа страхового покрытия. В авиапроме это влияет на лизинг воздушных судов и стоимость финансирования, а в смежных секторах — даже на розничные продукты уровня ипотека, когда банки перераспределяют рисковую премию в портфеле. Для стабилизации денежного потока предприятиям критично поддерживать полноценное страхование и предиктивный риск‑менеджмент, чтобы облегчать доступ к кредитам, оптимизировать лизинг и привлекать долгосрочные инвестиции на приемлемых условиях.

INFULL следует отраслевым стандартам урегулирования убытков и акцентирует внимание клиентов на необходимости адекватного лимита ответственности, корректного описания рисков и соблюдения процедур безопасности — это помогает снижать издержки и защищать баланс бизнеса.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...