Параллельный импорт автомобилей в России

111
АВТОР: Гуляева Наталья

Параллельный импорт – это ввоз иностранной продукции без согласия производителя. Параллельный импорт завезенного товара, в том числе и автомобилей, считается законным, так как предметы ввоза не являются контрафактными и имеют все необходимые сертификаты и лицензии. Машины обязательно проходят таможенный контроль.

Россия официально позволила ввозить в страну автомобили по “серой” схеме в марте 2022 года. Эти меры связаны с тем, что из-за санкций поставки иномарок были полностью прекращены.

Запрет коснулся машин от брендов Европы, Японии и США стоимостью свыше 50 тыс. евро.

Для упрощения процедуры параллельного импорта дилеры стали закупать автомобили в дружественных странах: Индии, Китае, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Армении.

Как изменилась стоимость авто

В июле 2022 года Правительство внесло изменения в правила параллельного импорта новых автомобилей. После чего условия ввоза упростились, а стоимость сертификации, а вместе с ней и наценка на машины, снизилась:

  • Отменена обязательная установка в автомобилях системы мониторинга происшествий на дорогах – ЭРА ГЛОНАСС. На установку системы дилеры тратили от 50 до 100 тыс. рублей. Пока отмена действует до 1 февраля 2023 года, но, скорее всего, будет продлена. 
  • Больше не нужно оформлять на ввозимые машины документ ОТТС – одобрение типа транспортного средства. Этот сертификат подтверждал соответствие требованиям безопасности ввозимой на территорию РФ партии автомобилей. Получить его можно было только платно у официального представителя бренда в России.
В целом параллельный импорт наиболее выгоден при ввозе премиальных иномарок, стоимость которых начинается от 5–7 миллионов рублей. В этом случае экономия может достигать нескольких миллионов.

Для машин среднего или ниже среднего ценового сегмента существенной экономии, скорее всего, не будет. К примеру, нет смысла привозить из ОАЭ автомобиль Тойота Королла за 2–2,5 млн рублей, так как в России он будет стоить примерно так же. При параллельном импорте к этому автомобилю прибавится таможенный сбор не менее 600 тыс. рублей плюс другие расходы на сертификацию.

Плюсы и минусы данной схемы

Преимущества параллельного импорта:

  • У российских автолюбителей появится возможность приобрести иномарку от брендов, на которые наложено эмбарго.
  • При использовании метода “серого” ввоза машина премиум-класса обойдется покупателю дешевле.
  • Благодаря параллельному импорту будут налажены поставки оригинальных запчастей.

Недостатков у новой схемы поставок пока что больше:

  • При налаженном процессе импорта постоянно будут требоваться посредники – физические лица. Оформлять поставку дорогих машин на юридических лиц невыгодно, так как для них растаможить машину выйдет намного дороже, чем для физлиц.
  • Российским покупателям станет недоступна заводская гарантия от производителя. 
  • Гарантия на машины от дилера станет платной и, скорее всего, за нее придется отдельно доплачивать.
  • До введения санкций официальные дистрибьюторы могли контролировать и сдерживать цены на иномарки, теперь такой возможности нет. 
  • На маршруты “серых” поставок также могут быть наложены санкции. Посредники будут возить автомобили обходными путями, что в результате увеличит сроки ожидания и конечную стоимость машины для потребителей.
  • Возникнут трудности с сервисным обслуживанием. Бренды, которые уходят с российского рынка, предпочитают блокировать электронные каталоги запчастей с актуальными данными. Также они блокируют сервисные программные обеспечения, необходимые для диагностики авто. Даже если в интернете можно будет скачать каталог, в нем не найдется обновленной информации от производителя. Ремонт самых последних моделей иномарок вызовет затруднения у дилерских сервисов.

Какие автомобили продают с помощью параллельного импорта

Согласно приказу Минпромторга от 19.04.2022, разрешается ввоз машин в Россию по “серой” схеме от следующих брендов:

  • Volkswagen;
  • Skoda;
  • Toyota;
  • Renault;
  • Nissan;
  • Mitsubishi;
  • Subaru;
  • Suzuki;
  • Honda;
  • BMW;
  • Audi;
  • Mercedes-Benz;
  • Volvo;
  • Land Rover;
  • Jaguar;
  • Lexus;
  • Infinity;
  • Porsche;
  • Tesla;
  • Acura;
  • Chrysler;
  • Jeep;
  • General Motors;
  • Chevrolet;
  • Cadillac;
  • Dodge;
  • GMC;
  • Hummer;
  • Lincoln;
  • Bentley;
  • Maybach;
  • Lamborghini;
  • Ferrari;
  • Aston Martin;
  • Rolls-Royce;
  • Maserati;
  • Bugatti;
  • Rover;
  • Seat.

Заключение

Благодаря новой схеме импорта, не требующей разрешения от производителей, российский авторынок будет насыщаться моделями иномарок, которые ранее в страну не поставлялись. Однако будущему владельцу нужно обязательно учитывать, что официальной гарантии на дорогостоящее авто не будет. Либо ее предоставят дилеры на платной основе и в ограниченном виде, например, предложат покупателю всего два года гарантии вместо пяти лет. Скорее всего, эта проблема будет решена в ближайшем будущем, но пока четкого понимания, как выстроить систему обслуживания машин, у Минпромторга нет.

Читайте также