НКР подтвердило рейтинг ООО «СК СОГАЗ‑Жизнь» на уровне AAA.ru со стабильным прогнозом. ROE 25,7% в 2024 году, ожидается сохранение в 2025‑м.
Повреждения самолетов на земле растут: страховщики, авиакомпании и аэропорты оценивают риски и стоимость ремонта
Страховщики отмечают рост повреждений самолетов на земле и увеличение стоимости ремонта в 3 раза. Что говорят авиакомпании, аэропорты и как влияет страхование.
В России фиксируют увеличение числа страховых случаев с повреждениями самолетов во время ремонтов и наземного обслуживания в аэропортах. Особое беспокойство вызывают повторяющиеся эпизоды: незакрытые капоты двигателей и их повреждения при транспортировке, столкновения с буксировщиками и трапами, повреждения при загрузке багажа, пишет «Коммерсантъ». На этом фоне внимание к практикам ризк-менеджмента и качеству Авиационное страхование закономерно усиливается.
Динамика за десять месяцев 2025 года
За десять месяцев 2025 года в «АльфаСтраховании» зафиксировали семь страховых случаев, связанных с повреждениями воздушных судов (ВС) при техобслуживании (ТО), сообщили «Ъ» в компании. Это на один случай больше, чем за весь прошлый год, и на четыре, чем за 2023 год. Во время буксировки, по данным компании, произошло четыре страховых случая против семи годом ранее и четырех в 2023 году. На прочие операции наземного обслуживания в аэропортах (ground handling) за десять месяцев 2025 года пришлось 14 страховых случаев, в 2024 году — 20, в 2023 году — всего 8.
Какие инциденты повторяются чаще всего
- Незакрытые капоты двигателей и сопутствующие повреждения при запуске.
- Столкновения с буксировщиками, трапами и спецтехникой.
- Ошибки при погрузке и разгрузке, приводящие к повреждениям панелей и отсеков.
Именно от подобных рисков защищает комплексное АвиаКАСКО, охватывающее повреждения корпуса и агрегатов.
Охват статистики и позиция страховщиков
Статистика «АльфаСтрахования» охватывает авиакомпании, на которые совокупно приходится более 60% пассажиропотока в РФ, включая группу «Аэрофлот». Более 90% рынка страхования авиаперевозчиков в равных долях занимают «АльфаСтрахование», СОГАЗ и «Ингосстрах». В СОГАЗ «Ъ» сообщили, что число страховых случаев, связанных с повреждениями ВС при ТО и наземном обслуживании в аэропортах в среднем соответствует динамике прошлых лет. Еще один собеседник «Ъ» на страховом рынке подтвердил рост в 2025 году, добавив, что «недоумение вызывает повторение однотипных ошибок». В «Ингосстрахе» и других компаниях от комментариев воздержались.
Что остается за рамками выплат
Статистика не учитывает случаи, при которых страховщик по договору не компенсирует страхователю наступивший ущерб. В таких случаях авиакомпания может и не заявить о событии страховщику. Уровень некомпенсируемого убытка для каждого перевозчика разный и, как правило, колеблется от $50 тыс. до $1 млн. О небольших повреждениях, не влияющих на расписание полетов, как рассказали «Ъ» несколько источников на авиарынке, перевозчики могут не сообщать регуляторам. В Росавиации сообщили, что ведут статистику и количество случаев за три года примерно идентично.
Комментарий авиакомпаний и аэропортов
В авиакомпании «Аэрофлот», «Уральских авиалиниях» и Smartavia сообщили, что растущей динамики не наблюдают. В «России», «Победе», S7, Utair, RedWings и AzurAir от комментариев воздержались. В Smartavia отметили, что «повторяемость таких случаев очевидна», и вся ответственность за это лежит на компаниях, которые проводят техобслуживание ВС.
В случае компании к основным видам повреждений при обслуживании относятся мелкие царапины лакокрасочного покрытия самолета, вмятины в районе зон обслуживания (двери, лючки, багажные проемы), повреждения панелей багажников при работе с багажом и грузами. «Ежегодно мы фиксируем от трех до семи таких случаев, которые, как правило, не накладывают ограничений на эксплуатацию ВС и устраняются при очередном ТО»,— рассказали там.
В «Аэропортах регионов» (управляют 11 аэропортами) сказали, что количество таких случаев не растет и носит «единичный характер»: «Во многих наших аэропортах за последние два года не было ни одного такого случая».
Стоимость ремонта и санкционные ограничения
В СОГАЗ говорят о существенном росте суммы среднего убытка, вызванном увеличением стоимости ремонта на фоне санкционных ограничений. В среднем стоимость ремонта возросла в три раза по сравнению с 2021 годом, подсчитали в «АльфаСтраховании». Наиболее дорогостоящие с точки зрения компенсаций случаи представляют собой авиационные инциденты, уточнили в компании. В этот список попало, в частности, незакрытие капотов двигателей SSJ-100 — с 2023 года таких инцидентов произошло уже три (два — у «Азимута» и один у «России»). Среди других повторяющихся случаев — повреждение двигателей ВС при транспортировке в связи с несоблюдением технологии погрузки или разгрузки. Последнее также представляет собой серьезную проблему, отметил заместитель гендиректора «АльфаСтрахования» Илья Кабачник: «Доля таких операций выросла за последние годы, когда авиакомпаниям пришлось самостоятельно закупать и менять двигатели, что не всегда происходит успешно».
Финансовый контекст: банки, кредиты, лизинг, инвестиции
Рост среднего убытка напрямую влияет на тарифы и условия страхование рисков для авиаперевозчиков. Банки пересматривают подходы к кредитованию инфраструктуры и оборотного капитала, а лизинг самолетов и двигателей может дорожать из‑за повышенных требований к обеспечению. В этой связи инвестиции в обучение персонала, контроль качества ground handling и запас компонентов становятся экономически оправданными. Для пассажирских компаний дополнительным слоем защиты выступает Страхование перевозчика пассажиров (ОСГОП), а для грузоперевозчиков — Страхование ответственности перевозчика. На уровне корпоративных финансов возрастает значимость долгосрочных программ, где кредиты и лизинг интегрируются с полисами страхование, чтобы снизить волатильность затрат. Параллельно банки балансируют портфели, сопоставляя корпоративные риски с розничными направлениями, включая ипотека, что влияет на внутренние лимиты и стоимость капитала.
Практические выводы для рынка
Стабилизация качества наземного обслуживания, стандартизация процедур, инвестиции в инструменты контроля и обновление регламентов ТО способны снизить частоту повторяющихся ошибок. Для авиаперевозчиков это означает не только уменьшение простоев, но и потенциальное снижение стоимости страхование в перспективе. В фокусе — операционная дисциплина, работа с подрядчиками и повышение прозрачности отчетности, что учитывают и страховщики, и банки при согласовании условий кредиты, лизинг и иных форм финансирования.
Рекомендуем прочитать
Подписывайтесь сейчас
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

