Средняя премия по страхованию автокаско за 2021 г. увеличилась на 14% по сравнению с 2020 г. и составила 38 157 р. (против 33 448 р. годом ранее).
Общий объем собранной премии по автокаско за 2021 г. достиг 207 млрд р., что на 18,7% превышает аналогичный показатель 2020 г. Выплаты выросли на 11,5% — до 109,3 млрд р. За 2021 г. страховщики заключили 5,4 млн договоров страхования автотранспорта (против 5,2 млн годом ранее).
При этом общие сборы «двадцатки» лидеров рынка автокаско достигли 202,8 млрд р. Выплаты этих компаний за отчетный период превысили 107 млрд р. За 2021 г. топ-20 страховщиков-лидеров по сборам в сегменте автокаско заключили свыше 4,7 млн договоров.
В первом и втором кварталах прошлого года еще наблюдался тренд на снижение средней страховой премии по новым договорам, которые заключались на условиях продуктов полного каско. При пролонгации договоров и продажах «коробочных» решений по каско снижения средней премии не было, рассказала АСН директор направления по управлению портфелем каско ПАО СК «Росгосстрах» Ольга Асташкина. Но уже, начиная с третьего квартала, средняя премия пошла в рост, поскольку увеличилась стоимость автомобилей во всех сегментах. В результате по итогам 2021 г. средняя премия по новым договорам каско в «Росгосстрахе» выросла на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — она составила 61 тыс. р., в то время как в аналогичном периоде 2020 г. составляла чуть более 50 тыс. р.
Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов полагает, что рост рынка (в объёмах премии) в 2021 г. прежде всего связан с ростом стоимости автомобилей — причем как новых, так и подержанных. Но позитивную динамику поддержала и переориентация клиентов на сегмент подержанных машин. Дилеры очень активно продают такие автомобили, в том числе в кредит, и соответственно, новые владельцы страхуют их по каско. Поэтому по итогам 2021 г. в компании наблюдали рост числа заключённых договоров как по классическому каско, так и по усечённым вариантам страховых программ.
Что касается прогнозов на 2022 г., делать их исключительно сложно из-за неопределенности курса валют и отсутствия поставок новых автомобилей и запчастей, отметил Игорь Иванов.
«Ситуация меняется стремительно, пока мы анализируем ситуацию. На основе уже имеющихся данных строить серьезные прогнозы пока сложно. Но при этом повышение стоимости полисов каско кажется сегодня неизбежным в сложившейся ситуации. В условиях ослабления курса рубля и общей неопределенности СТОА поднимают расценки на работу и на запасные части, резко выросла и стоимость самих автомобилей что тоже напрямую влияет на размер страховой премии», — подтвердила Ольга Асташкина.
Нестабильная экономическая ситуация означает повышенные инфляционные риски для страховщика. В то же время «Росгосстрах» сейчас ведет активные переговоры с партнерскими автосалонами и станциями техобслуживания для того, чтобы добиться сглаживания роста цен, предотвратить «шоковые» скачки расценок на ремонт и страхование и тем самым сохранить наших общих клиентов.
Понятно, что сокращение продаж новых автомобилей и покупок машин в кредит отразится в этом году на количестве заключенных договоров каско — их будет значительно меньше, полагают в «Росгосстрахе».
Начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков сказал, что сейчас крайне неблагодарное время строить долгосрочные прогнозы. Всем участникам страхового рынка видно, как жестко и необратимо меняется рынок каско. Он выделил три основных тренда. Первый из них — лавинообразный рост стоимости новых автомобилей, который тянет за собой и вторичный рынок. Удорожание машин приводит к тому, что даже действующие клиенты активно забрасывают страховщиков запросами на увеличение страховых сумм, и готовы за это доплачивать 10-30% от годовой стоимости полисов. Второй — резкое сужение рынка запасных частей. У СТОА, как правило, есть склады с ходовыми недорогими деталями и расходниками для проведения ТО. А сложные дорогие узлы и крупные кузовные детали чаще всего заказывались по факту необходимости везли из-за за границы. В совокупности такое положение дел привело к тому, что стоимость запчастей в момента подскочила на 50-100%. Отсюда следует третий и самый негативный тренд. Существенно подорожает ремонт автомобилей по причине дефицита и высокой цены запасных частей. А в некоторых случаях даже полная невозможность произвести квалифицированное восстановление машин после страхового случая.
«Это вполне может к коллапсу в добровольном автостраховании. Поводов для оптимизма нет. Поэтому страховщики, в чьих портфеля каско занимает значимую долю, начали превентивно повышать тарифы — от осторожных 5-10% до апокалиптических 40-50%, — сказал Попков.
Топ-20 страховщиков-лидеров по сборам в сегменте автокаско в 2021 г.
№п/п
Компания
Сборы,тыс.р.
Кол-во дог-в
Ср.премия,р.
Страх.сумма, тыс.р.
Выплаты, тыс.р.
1
Ингосстрах
37 005 981
667 150
55 469
1 427 136 348
18 883 050
2
РЕСО-Гарантия
31 712 443
676 200
46 898
1 116 786 804
16 271 839
3
АльфаСтрахование
26 020 330
587 695
44 275
1 082 079 881
13 618 481
4
ВСК
23 149 108
546 570
42 353
935 373 253
13 180 028
5
СОГАЗ
15 590 686
164 975
94 503
794 796 531
7 350 883
6
Группа Ренессанс Страхование
15 175 057
309 967
48 957
567 278 177
9 376 897
7
Согласие
13 949 447
310 458
44 932
494 049 959
8 175 247
8
Росгосстрах
10 676 674
351 377
30 385
613 552 905
6 225 653
9
Энергогарант
4 698 115
63 046
74 519
216 611 292
2 484 146
10
Тинькофф Страхование
4 591 808
277 641
16 539
302 530 182
2 000 576
11
Югория
4 505 746
344 906
13 064
270 966 115
2 544 106
12
Совкомбанк страхование
3 473 302
72 003
48 238
138 324 719
1 204 195
13
Зетта Страхование
3 285 180
92 839
35 386
133 433 455
1 597 709
14
МАКС
3 254 164
81 298
40 028
204 434 753
1 593 815
15
Абсолют Страхование
1 659 257
22 315
74 356
95 391 132
754 743
16
Гайде
1 235 754
74 982
16 481
71 529 039
691 839
17
Интери
1 025 682
12 635
81 178
29 080 639
490 201
18
Объединенная страховая компания
828 182
20 912
39 603
30 779 940
567 460
19
Сбербанк страхование
552 243
20 195
27 346
73 423 765
32 696
20
Пари
465 793
5 778
80 615
18 510 956
333 633
В целом по рынку
207 076 231
5 426 989
38 157
9 028 634 374
109 260 950