Поток страховых случаев с туристами вырос на 15% в 2025 г. Лидируют Турция, Таиланд и Египет. Разбор причин, громких кейсов и практичных шагов защиты в поездке.
ЦБ РФ подтвердил: дефицита страховых сервисов в новых регионах нет — мониторинг, ОСАГО и господдержка
ЦБ РФ подтвердил: дефицита страховых услуг в новых регионах нет. ОСАГО обязательное с 1 января 2025 года, по ОСОПО и ОСГОП — исполнение законов. Что это значит рынку?
ЦБ РФ проводит мониторинг доступности страховых услуг в новых регионах
Банк России регулярно отслеживает доступность страховых услуг в новых регионах РФ и не отмечает дефицита страховых сервисов на этих территориях. Об этом сообщил заместитель председателя ЦБ РФ Филипп Габуния на пресс‑конференции, подчеркнув устойчивость инфраструктуры страхования и готовность участников рынка оперативно реагировать на локальные вызовы.
«Что касается работы и сервисов в присоединившихся регионах, мы проводим мониторинг доступности этих услуг. Не фиксируем каких-то значимых дефицитов у провайдеров страховых услуг. Если они возникают — реагируем», — сказал он.
Рынок по сегментам и позиция регулятора
По словам Филиппа Габунии, разрез по сегментам критичен для оценки ситуации: на разных направлениях работает различное число страховщиков, что естественным образом распределяет предложение.
«важно здесь смотреть по сегментам, на разных сегментах работает различное количество страховщиков». «Не видим необходимости в дополнительных стимулах для привлечения большего количества компаний» для работы в новых регионах, продолжил он, отвечая на вопрос о том, есть ли необходимость расширять присутствие страховщиков на этих территориях.
Комментарий рынка: ОСАГО функционирует, по ОСОПО есть нюансы
Как пояснил «Интерфаксу» эксперт страхового рынка, в ОСАГО, которое по закону действует в новых четырех регионах с 1 января 2025 года, «действительно, нет проблем с заключением договоров ОСАГО или с выплатами. Есть сложности в обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО), но не по вине страховщиков. Они готовы принимать риски, но сами объекты должны быть включены в соответствующий реестр Ростехнадзором, работа в этом направлении ведется».
Для удобства автовладельцев в расчётах поможет Калькулятор ОСАГО.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) исполняется, отметил собеседник агентства. Для перевозчиков доступен продукт Страхование перевозчика пассажиров (ОСГОП).
Кредиты, банки и залоги: спрос на страховую защиту
В добровольных видах бизнеса на новых территориях фиксируется спрос на защиту рисков, связанных с кредитованием, а также рисков, связанных с банковскими залогами, такие договоры заключаются. Для компаний, работающих с оборотным капиталом, банками и кредитами, актуальны решения по страхованию финансовых рисков. В этой логике востребованы и инструменты под проекты с инвестициими, где страховка помогает структурировать сделку и снижать волатильность потоков.
Отдельный интерес проявляют клиенты с программами под ипотека и лизинг, где страхование имущества и ответственности усиливает устойчивость сделок и требования кредиторов. Для корпоративных клиентов может быть полезно Страхование коммерческих кредитов.
Господдержка перевозок и тарифы в зонах повышенного риска
При поддержке госдотаций страхуется перевозка грузов первой необходимости на территории, при этом действуют сопутствующие условия для заключения договоров. По тем видам грузоперевозок, на которые дотации не распространяются, страховщики устанавливают чувствительные тарифы из‑за повышенных рисков; эта тема находится в фокусе обсуждения страхового сообщества и госведомств. Для логистических компаний релевантно Страхование ответственности перевозчика.
По словам эксперта, «добровольно российские страховщики на новых территориях реализуют программы имущественного страхования (правда, с некоторыми оговорками по особо рисковым районам), которые позволяют страховать даже риски атак БПЛА». Это расширяет линейку страховых решений и для бизнеса, и для физических лиц, поддерживая активность предприятий и их инвестиции в развитие.
Строительно‑монтажные риски и развитие системы ОМС
Собеседник агентства добавил, что «в настоящее время с регуляторами идет обсуждение внедрения системы дотируемого страхования строительно-монтажных рисков в этих регионах, эта потребность там формируется отчетливо». Такой механизм может дополнительно стимулировать проекты, связанные с инвестицииями, ипотекай и инфраструктурным лизингом, где страхование рисков строительства — стандарт банковских практик.
- С 1 января 2025 года в новых регионах России (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях) стало обязательным оформление ОСАГО. Это означает, что водители этих территорий должны иметь полисы обязательного страхования автогражданской ответственности для управления транспортными средствами.
- С того же времени на этих территориях начали действовать федеральные законы об ОСОПО и ОСГОП, что выравнивает правила игры для перевозчиков и повышает прозрачность ответственности.
- В ближайшие три года, согласно принятым Госдумой и утвержденным Советом Федерации поправкам в закон об ОМС, обязательства страховщиков ОМС будут возложены на территориальные фонды ОМС в новых регионах.
Таким образом, регулятор фиксирует стабильную доступность страхования, а участники рынка — наличие спроса на решения для бизнеса и граждан. В связке с практиками банкив, требованиями по кредитым, продуктами под ипотека и лизинг, а также корпоративными инвестициими, страховой сектор продолжает расширять покрытие и настраивать тарифы под риск‑профиль регионов.
Рекомендуем прочитать
Подписывайтесь сейчас
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:


