Назад к списку

Авиарынок на распутье: тарифы стабильны, но крупные убытки мгновенно качнут баланс — «АльфаСтрахование»

Тарифы в авиационном страховании стабильны, но рынок остро реагирует на крупные убытки. Ключевые выводы семинара с участием «АльфаСтрахование» и отраслевых экспертов. #Страхование #Бизнес и экономика #Финансы

Редакция INFULL
4 декабря 2025 г.
1

Тарифы на авиационное страхование остаются стабильными, однако убыточность рынка не снижается, и любое крупное происшествие способно быстро изменить баланс сил. Такой вывод представил Илья Кабачник, заместитель генерального директора по авиационному и космическому страхованию «АльфаСтрахование», выступая на ежегодном семинаре по авиационному страхованию и риск-менеджменту для авиакомпаний, эксплуатантов воздушных судов, предприятий ТОиР и аэропортов. Мероприятие прошло в Hilton Vnukovo Double Tree при поддержке Международного аэропорта «Внуково».

Ключевые драйверы и риски

Эксперт отметил рост стоимости ремонтных работ, старение парка воздушных судов и сложности с поставками запасных частей как факторы, препятствующие снижению убыточности. В этих условиях востребованы системные решения по страхованию рисков, включая комплексные программы Авиационное страхование и управление убытками.

«Текущие тарифы не обеспечивают стабильности рынка. При отсутствии альтернативных рынков перестрахования каждый крупный и средний убыток приводит к резкому повышению тарифов для авиакомпании, а очень крупный убыток (катастрофа с выплатой 2-5 млрд руб.) заметно повлияет на рынок в целом. Кроме того, настоятельно требует решения вопрос страховых сумм авиакаско: соотношения страховых сумм и стоимости ремонта/стоимости агрегатов», — отметил он.

Для практической реализации этого подхода критично корректно настраивать защиту каско воздушных судов, в том числе с использованием программ АвиаКАСКО, где параметры страховых сумм увязаны со стоимостью ремонта и агрегатов.

Наземное и техническое обслуживание: фокус убыточности

По словам Ильи Кабачника, растет число дорогостоящих инцидентов, связанных с наземным и техническим обслуживанием. Этот тренд усиливает требования к страхованию ответственности аэропортов и наземных служб.

«Происшествий становится больше, „цена“ каждого их них растёт. При этом, большинство аэропортов, в том числе крупные аэропорты, или не страхуют свою ответственность в принципе, или страхуют ее с минимальными лимитами. Исключение из этого правила — аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга», — отметил заместитель генерального директора «АльфаСтрахование».

Дополнительное внимание к управлению риском важно и для смежных финансовых субъектов — банки, кредиторы, лизинговые компании и инвесторы. Для них качественное страхование снижает вероятность каскадных эффектов по кредитам, влияет на доходность инвестиции и устойчивость лизинг-портфелей.

Новые воздушные суда и отсутствие статистики

Участники семинара обсудили страхование воздушных судов нового российского производства, которые поступят в эксплуатацию в 2026 г. Отрасли предстоит выработать подходы к оценке рисков в условиях дефицита эксплуатационной статистики. В таких кейсах особую роль играют риск-менеджмент и консервативные методики перестрахования, а также корректное распределение лимитов ответственности.

Международный контекст

Сергей Худяков, генеральный директор «Мэйнс — страховые брокеры и консультанты», представил обзор международного рынка. Он подчеркнул, что на зарубежных рынках тарифы по страхованию военных рисков каско воздушных судов за 2022–2024 гг. выросли в 5–6 раз, а последующее небольшое снижение на фоне прихода новых страховщиков не изменило общей картины: значения остаются кратно выше уровней 2022 г. В России же тарифы по военным рискам каско за этот период практически не изменились.

Для авиаперевозчиков это означает необходимость тщательного сравнения программ страхования, в том числе по отдельным сегментам рисков, включая Страхование авиаперелетов.

Безопасность полетов и мониторинг

Председатель Технической комиссии Межгосударственного Авиационного Комитета Алексей Морозов представил статистику безопасности полетов и подчеркнул, что в период старения парка и ввода новых типов воздушных судов до завершения этапа стабилизации их эксплуатационных характеристик возрастает значимость мониторинга и анализа событий.

Практика урегулирования и кейсы

Отдельный блок семинара посвятили опыту «АльфаСтрахование» в урегулировании убытков. Руководитель управления урегулирования убытков авиационного страхования Наталья Хомич и Анжела Норина («Норина и партнёры») разобрали особенности взаимодействия со страхователем и регуляторами на примере катастрофы самолета «Азербайджанских Авиалиний» 25 декабря 2025 г.

Здоровье персонала как инвестиция

Руководитель отдела по подбору и адаптации персонала «АльфаСтрахование» Анна Воликова и руководитель Блока медицинского страхования Мария Сахина представили решения в области страхования персонала, включая программу «Управление здоровьем персонала». Были озвучены статистические данные, подтверждающие экономическую эффективность инвестиции компаний в защиту здоровья сотрудников: сокращение средней продолжительности больничных листов, уменьшение количества больничных на одного сотрудника и снижение общего числа дней нетрудоспособности. Для масштабируемой поддержки таких инициатив подходит формат ДМС с телемедициной, позволяющий управлять рисками HR-направления.

Финансовый ракурс: влияние на банки и лизинг

Страхование существенным образом влияет на финансовые решения: банки учитывают структуру рисков при структурировании сделки, кредиты для авиаперевозчиков и эксплуатантов зависят от качества защиты активов, лизинг воздушных судов требует устойчивости страховых условий, а для розничного сектора похожие закономерности видны и в таких продуктах, как ипотека. Корректная настройка страховой программы помогает стабилизировать денежные потоки и защищает инвестиции от волатильности непредвиденных убытков.

Итоги и позиция отрасли

Форум собрал более 100 ведущих специалистов авиационной отрасли, став площадкой для обмена опытом и выработки совместных решений, направленных на укрепление устойчивости рынка в текущих условиях.

«Внуково, являясь одним из ключевых предприятий отечественной авиации, стремится быть не просто транспортным узлом, но и центром компетенций, — заявил Антон Кузнецов, заместитель генерального директора по коммерции АО «Международный аэропорт „Внуково“. — Именно поэтому аэропорт регулярно выступает площадкой для проведения подобных отраслевых форумов, где эксперты имеют возможность плодотворно обменяться опытом, представить новые подходы к решению актуальных вызовов, стоящих перед всеми участниками авиационной индустрии. Особая значимость сегодняшнего мероприятия заключается в его фокусе на авиационное страхование — критически важный аспект стабильности и безопасности полетов».

Сводная оценка спикеров однозначна: при текущей стабильности тарифов рынок крайне чувствителен к крупным убыткам. Управление риском, качественное страхование и дисциплина в урегулировании — базовые инструменты для авиакомпаний, аэропортов и финансовых партнёров, включая банки и лизинговые структуры, работающих с кредитами, ипотека и долгосрочными инвестициями в инфраструктуру.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...