Назад к списку

Шипы или липучка: как выбрать оптимальную зимнюю резину для вашего автомобиля

Выбор зимней резины – сложная задача для любого водителя. Шипы или липучка – что лучше в разных погодных условиях? Ознакомьтесь с нашим сравнительным анализом, чтобы сделать правильный выбор и обеспечить безопасность в зимний период.

Редакция INFULL
15 ноября 2024 г.
50

С наступлением заморозков дороги традиционно покрываются льдом и снегом. Каждому водителю в этот период необходимо задуматься об обеспечении дополнительных мер безопасности. Шипованные шины или фрикционные (“липучка”) – вопрос, который встает перед большинством водителей с приходом холодов.

Шипованные шины – это вид зимних шин, в резиновый протектор которых встраиваются шипы из металла. Эти шипы предназначены для улучшения сцепления шин с дорогой в условиях зимней слякоти, снега и льда.

“Липучка” – это шины с протектором, сделанным из мягкой резины. Протектор имеет множество надрезов (ламелей). Именно ламели помогают протектору цепляться за снежную ледяную поверхность. Расширяясь под давлением, они вбирают в себя воду с поверхности дороги.

Фрикционные покрышки также делятся на два вида. Скандинавские (арктические) и европейские. Тем, кто живет в более теплых регионах нашей страны, где в зимний период преобладает околонулевая температура воздуха, подойдут европейские. А для настоящей русской зимы с низкими минусовыми температурами стоит отдать предпочтение скандинавской “липучке”.

В нашей стране владельцы автомобилей в большей степени отдают предпочтение шипованным покрышкам. Более 70% россиян выбирают именно шипы. Примерно 20% наших соотечественников предпочитают в зимний период ездить на фрикционных шинах, также называемых “липучками”. А вот остальные автолюбители, к сожалению, ездят как придется. И здесь хочется лишний раз напомнить, что безопасность должна быть превыше всего.

С 1 сентября 2023 года вступило в силу новое постановление о запрете использования летней резины в зимний период на авто категории М1 и N1. И уже с 1 декабря 2023 года за езду на летней резине в зимний период автолюбителей ждет административный штраф. Размер штрафа составляет 500 ₽.

Для зимнего периода существует три вида шин. “Липучка”, шипы и “всесезонка”. Всесезонные шины хорошо подходят для регионов с умеренным перепадом температур. В местности же, где фиксируются серьезные морозы и водителям приходится ездить по ледяным и снежным дорогам, необходимо максимальное сцепление и устойчивость. На сегодняшний день все большее количество производителей стали предлагать фрикционные шины.

Почему большинство наших водителей выбирает все-таки шипы? Давайте разбираться.

Чем отличается “липучка” от шипованной резины

Шипованная резина и “липучка” – два разных способа обеспечить устойчивость транспортного средства на зимней дороге.

Рассмотрим основные отличия шипов и “липучки”:

  • Механизм действия. В шипованной резине используются маленькие металлические шипы, которые встраиваются в резину и проникают в ледяное покрытие на дороге. За счет шипов создается дополнительное сцепление. Благодаря шипам предотвращается скольжение по заледеневшему дорожному полотну. “Липучка” представляет собой специальную ленту (покрытие), которое наматывается на шины. Сцепление колеса с дорогой обеспечивается за счет нанесенного на резину большого количества насечек (ламелей). Благодаря им шина цепляется за дорожное покрытие.

  • Эффективность на разных поверхностях. Шипы наиболее эффективны на ледяной поверхности, где они могут проникать в лед, обеспечивая надежность сцепления. Однако они могут быть менее эффективными на сухих или снежных дорогах, а также на дорогах с голым асфальтом. “Липучка”, наоборот, универсальна. Фрикционные шины смогут обеспечить хорошую проходимость на снегу, на мокром покрытии и на сухих участках дороги.

  • Шум и комфорт. Шипы, как правило, создают больший шум во время движения транспортного средства по сравнению с “липучкой”. Фрикционные шины обеспечивают более плавное и тихое движение автомобиля. Что гораздо комфортнее для водителя и пассажиров.

Здесь же хочется отметить, что большую роль в сцеплении шин с поверхностью играет рисунок протектора. У “липучек”, как мы уже писали, есть специальный оригинальный рисунок (надрезы). За счет него обеспечивается более крепкое сцепление с заснеженным и скользким дорожным полотном.

Сравнение шипов и “липучки” на дороге

Как мы уже упоминали, шипы и “липучки” показывают разную эффективность на различных поверхностях. Для того чтобы привести наглядный пример, мы взяли два автомобиля одинаковой марки и комплектации. Разница лишь в том, что на одной из машин стоят покрышки с шипами, а на другой установлена фрикционка. Производителем покрышек является японский бренд. Цена резины – средняя рыночная. Эксперимент проводился при температуре воздуха –15 ºС –18 ºС.

Шипы или липучка: как выбрать оптимальную зимнюю резину для вашего автомобиля

Итоги испытаний:

На льду. При разгоне до 35 км/ч тормозной путь у автомобиля с шипованными шинами оказался равен 17,0 м, “липучки” – 15,7 м. Как видите, шиповка в этом эксперименте проиграла “липучкам” на ледяной поверхности. При этом при разгоне шипы идут намного увереннее – 6,9 секунд против 8,1 секунды на нешипованных шинах.

На сухом асфальте при разгоне до 100 км/ч тормозной путь на фрикционках оказался больше, чем на шипованных покрышках. Какой результат мы получили: шипы – 49,8 м. На “липучках” тормозной путь составил 52,4 м.

По глубокому снегу возможности фрикционных шин оказались скромнее шиповки. Шипы идут гораздо увереннее по толще снега.

Но при этом хочется отметить, что по сугробам большее влияние на сцепные свойства с поверхностью оказывает все же рисунок протектора. 

Выбор между шипованными шинами и фрикционными зависит от многих факторов. Начиная от индивидуальных потребностей и манеры езды конкретного водителя, заканчивая погодными условиями в конкретном регионе. Также выбор будет зависеть от характеристик каждого из вариантов. Давайте рассмотрим подробнее, какими преимуществами и недостатками обладает каждый вид резины. Начнем с фрикционных.

Плюсы и минусы “липучки”

Плюсы

Минусы

Гораздо тише шипов. В особенности на скорости. Езда на “липучке” бесшумная

При использовании в период межсезонья – быстрая изнашиваемость

Обеспечивают хорошее сцепление на сухом асфальте (максимальный контакт) и мокрой снежной поверхности

С трудом справляются с возвышенностями на дорогах, которые покрыты льдом. А также плохой зацеп на утрамбованном снегу

Хорошо справляются с мелкими неровностями

Плохой разгон на льду

Благодаря рисунку протектора происходит максимальный отвод влаги из пятна контакта

 

Медленный износ протекторного рисунка 

 

Из-за того, что такие покрышки изготавливают из мягкой резины, шины остаются мягкими даже в сильные морозы

 

Преимущества и недостатки шипованной резины

Преимущества

Недостатки

Хорошее сцепление с дорожным полотном на льду

Создают сильный шум на дороге

Хорошо управляется авто на поворотах, а также по бездорожью

На крепком морозе резина сильно твердеет

При средней зимней температуре на укатанном снегу и на ледяной поверхности ведут себя стабильно и лучше держат авто

Быстро изнашиваются на асфальтовом покрытии. Шипы вылетают

Хороши на мокром льду

При толстом снежном покрытии теряют функцию сцепления с поверхностью

Шипы или “липучка” на передний привод

В северных регионах, где преимущественно суровые зимы с заснеженными и покрытыми льдом дорогами, без шипов на переднеприводных автомобилях не обойтись. То же самое можно сказать о загородных поездках. Там, где климат более мягкий, а трассы чистые, шипы не только не нужны, но иногда их использование даже небезопасно. И “липучки” будут лучшим вариантом для зимнего периода. Тем более что система безопасности (например, ABS) либо защита от заносов дают прекрасную возможность использовать фрикционные покрышки в зимнее время.

Обкатка шипов и “липучки”

Для того чтобы ваши шины прослужили как можно дольше, их необходимо обкатать. В первую сотню километров нужно, чтобы шипы заняли правильное положение и, наконец, закрепились в отверстиях. Смысл обкатки заключается в том, что необходим щадящий режим использования новых покрышек. А именно – ограничивать максимальную скорость автомобиля.

Первое время в режиме обкатки рекомендуется держать скорость не выше 60 км/ч.

Лучше не обкатывать все 100 км сразу, а делать это частями. При соблюдении этой рекомендации шипы усядутся более эффективно. Также обязательно нужно следить за разгоном и торможением. Осуществлять эти действия при обкатке нужно максимально плавно. Во время обкатки требуется чаще контролировать давление в шинах.

Что касается “липучек”, то обкатка тоже необходима. А нужна она в случае с фрикционными шинами для того, чтобы стереть с протектора верхний слой. Если обкатка происходит на асфальтированном дорожном полотне, то для этого вполне достаточно 200–300 км. Если у вас большой и тяжелый автомобиль (внедорожник, кроссовер), то достаточно будет и 100 км обкатки. Если поверхность протектора стала шершавой и однородной, то процесс обкатки можно завершать.

Обкатку зимних покрышек лучше всего проводить на асфальте и до появления на дорогах льда и снега. Старайтесь избегать ям и сильно неровных поверхностей. Если обкатка шин прошла по правилам, то они прослужат вам долго.

Как определить полный износ зимней резины

Срок эксплуатации шин на легковом авто зависит от того, как их эксплуатируют, от интенсивности использования и, конечно, от производителя (ниже мы расскажем о лучших марках). Если предположить, что резина своевременно менялась в зависимости от сезона, то износ будет заметен примерно через 70 тысяч км, учитывая производителя.

Заводы-изготовители рекомендуют заменять зимнюю резину через 5–6 лет эксплуатации, даже если она частично изношена. Но в целом срок здесь скорее относительный показатель. Существуют более точные способы определения износа шин:

  • Проверьте, насколько равномерно изношен протектор покрышки. Если видно, что одна сторона протектора более изношена, чем другая, это может указывать на неправильную работу подвески, неправильное выставление схождения или балансировки колес. В такой ситуации необходимо обратиться в автосервис. Если вы хотите качественное обслуживание и недорогой ремонт, рекомендуем вам сеть наших автосервисов

  • Проверьте глубину протектора. Государственные стандарты в большинстве стран определяют минимальное значение глубины протектора, которое должно быть не менее 1,6 мм. Но для лучшего сцепления на зимних дорогах рекомендуется все-таки замена зимней резины при остаточной глубине в 4–5 мм.

  • Если заметно, что сцепление шин с дорогой ухудшилось, автомобиль начал скользить или вести себя необычно, это также может быть признаком износа шин.

  • Проверяйте боковину шины на наличие трещин, порезов или других видимых повреждений. Если обнаружены подобные повреждения, это может говорить об износе резины. 

Также поводом поменять резину будет потеря шипов на более чем 40%. Ездить на таком автомобиле опасно. Автосервисы делают перешиповку шин. Выгодно воспользоваться такой услугой, только если покрышки новые и рисунок протектора не стерт. 

Хочется подытожить и сказать, что такие способы являются лишь ориентиром. И лучше всего опираться на рекомендации производителей.

Почему шипы запрещены в некоторых странах

Часть европейских стран на законодательном уровне запрещает использование шипованных шин. Связано это с тем, что из-за шипов дорожное покрытие быстрее изнашивается. Именно поэтому большинство европейцев использует фрикционные шины. В условиях мягкой европейской зимы “липучка” прекрасно справляется со своей задачей и при этом не вредит дорожному покрытию. В Скандинавских странах можно спокойно передвигаться на шипованной резине. А вот в Центральной части Европы на такой резине прокатиться не получится. 

Япония, например, установила запрет на использование шипованной резины, так как в результате трения шипов об асфальт образуются вредные частицы, которые могут попасть в организм человека или животного и привести к различным заболеваниям.

Лучшие производители зимних шин

Как обещали, представляем вам лучшие марки зимних шин:

  • Michelin;

  • Bridgestone;

  • Continental;

  • Goodyear;

  • Dunlop;

  • Pirelli;

  • Yokohama.

Когда стоит выбор, какую резину покупать, лучше отталкиваться от особенностей местного климата. С мягкой зимой можно смело выбирать европейскую “липучку”. В суровых зимних условиях лучшим выбором для комфортной езды будет скандинавская “липучка”, а для большей безопасности – шипы.

Шипы или липучка: как выбрать оптимальную зимнюю резину для вашего автомобиля

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...