Назад к списку

Досудебная претензия по ОСАГО в страховую компанию

Если страховщик отказал в возмещении убытков по ОСАГО или одобрил недостаточную сумму выплаты, водитель имеет право обжаловать такое решение и направить претензию на имя руководителя страховой компании.

Михаил Сутягин
6 мая 2024 г.
628

Досудебная претензия по ОСАГО – письменное обращение страхователя в страховую организацию, в котором он выражает свое несогласие с принятым решением по страховому случаю. В претензии также необходимо указать ту сумму, которая по мнению заявителя была бы справедливой.

Подача претензии – заключительный шаг перед обращением в суд. Направить жалобу можно не только на имя страховщика, но и в другие вышестоящие организации. 

Образец претензии в страховую компанию

С 2014 года подавать в суд на страховую компанию, минуя досудебное урегулирование разногласий, запрещено законом. Первый, кому необходимо направить досудебную претензию – непосредственно страховщик, который принимал решение по урегулированию убытков.

Бланк досудебной претензии.

Если организация не ответила на заявление или дала ответ, с которым потерпевший не согласен, то далее следует обратиться в любую из контролирующих организаций.

Куда еще подать жалобу

Направить досудебную претензию по ОСАГО можно в РСА (Российский союз автостраховщиков), Центробанк или территориальное подразделение Роспотребнадзора. Рассказываем, как это сделать.

РСА

Подать жалобу в Российский союз автостраховщиков можно на сайте организации. Достаточно скачать бланк заявления, заполнить его, подготовить копии необходимых документов и отправить заявку вместе с файлами через форму обратной связи в разделе “Электронная приемная”. Срок рассмотрения претензии – до 30 дней.

Банк России

Если потерпевший водитель считает, что страховая компания нарушила условия договора ОСАГО, он вправе составить претензию на странице интернет-приемной ЦБ РФ. При подаче обращения необходимо указать реквизиты договора со страховщиком, подробности ДТП и другие сведения, касающиеся страхового случая. Срок ожидания ответа от ведомства – 15 рабочих дней.

Роспотребнадзор

Споры по возмещению убытков в автостраховании рассматривает также Роспотребнадзор, так как такие случаи относятся к закону “О защите прав потребителей”. Направить претензию в электронном виде можно на официальном сайте ведомства

Размер обращения не должен превышать 4 000 знаков, жалобу большего объема можно отправить только в виде обычного почтового отправления. В обоих случаях заявителю поступит ответ в течение 30 дней с даты регистрации претензии.

Основные причины жалоб на страховые компании

Написать досудебную претензию можно по любому спорному вопросу со страховой организацией. Перечислим наиболее популярные причины жалоб по ОСАГО.

Страховщик занижает выплату

Страховая компания обязана провести независимую экспертизу для определения суммы убытков после ДТП, это указано в законе “Об ОСАГО”. 

Но в некоторых случаях экспертиза не учитывает скрытые повреждения машины, утрату ее рыночной стоимости или фактическую стоимость деталей. В результате водитель получает недостаточную сумму компенсации для восстановления ТС (транспортного средства).

Если страхователь не согласен с размером возмещения, он вправе обратиться за проведением дополнительной экспертизы в другую организацию. Если повторная диагностика покажет, что первоначально рассчитанная компенсация была занижена, водителю следует обратиться к страховщику с требованием выплатить недостающую сумму.

Отказ в урегулировании убытков

Одна из основных причин отказа страховщика в выплате по ОСАГО – сложность в установлении виновника аварии и рассмотрение спора в суде. В этом случае водителю стоит дождаться судебного решения и затем обратиться с жалобой в страховую компанию и вышестоящие организации.

Нарушение сроков перечисления компенсации или выдачи направления на ремонт

По закону страховщик должен рассмотреть заявление водителя о случившемся ДТП в течение 20 дней. Если страховая компания затягивает сроки выплаты, водитель может направить ей досудебную претензию. Также страховщик несет ответственность за качество ремонта, выполненного на СТОА (станции технического обслуживания автомобилей). Если у водителя есть сомнения в надлежащем восстановлении машины, он может обратиться в страховую компанию и потребовать компенсацию за некачественно проведенный ремонт.

Слишком долгое проведение ремонта

Максимальный срок восстановительных работ в рамках ОСАГО – 45 рабочих дней. Отсчет допустимого периода начинается с даты транспортировки автомобиля до автосервиса. 

В случае нарушения сроков проведения ремонта страховщик обязан выплатить неустойку. Размер неустойки составляет 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Отказ в оформлении полиса ОСАГО

Чаще всего с отказом в продаже страховки сталкиваются жители регионов. Особенно в тех, где действует повышенный территориальный коэффициент для расчета ОСАГО

Отказ в оформлении полиса ОСАГО – нарушение законодательства, так как страхование ответственности обязательно для всех российских водителей. В случае неправомерного отказа со стороны страховой компании сперва необходимо собрать доказательства. При наличии видеозаписи или свидетельских показаний страховщик может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. ₽.

Какой размер компенсации можно взыскать в досудебном порядке

В досудебной претензии по ОСАГО можно требовать компенсацию следующих расходов: 

  • ремонт автомобиля, выполненный за счет собственных средств;

  • снижение товарной стоимости автомобиля; 

  • услуги эвакуатора и/или дорожных работников; 

  • хранение поврежденной машины; 

  • восстановление дорожных знаков и ограждений; 

  • доставка пострадавших в ДТП до больницы; 

  • стоимость проведения независимой экспертизы;

  • другие расходы, связанные с наступлением страхового события.

За задержку принятия решения об урегулировании убытков по договору ОСАГО страховщик должен выплатить заявителю неустойку. Это 1% от суммы денежного возмещения или 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки. Датой начала просрочки считается 21-й день в первом случае и 31-й во втором с момента получения страховщиком претензии от заявителя. 

Если страховщик не выполнил свои обязательства перед заявителем, последний вправе потребовать через суд компенсацию в размере 50% от суммы, назначенной к взысканию. 

К примеру, если суд назначит выплату в размере 200 тыс. ₽, то страховая компания обязана выплатить заявителю на 50% больше, то есть 300 тыс. ₽. 

Как написать претензию в страховую компанию

Приведем инструкцию, как написать и отправить досудебное обращение на имя руководителя страховой организации. 

Что необходимо указать в шапке заявления:

  • кому оно адресовано (Ф. И. О. и должность руководителя страховой организации);

  • от кого подается заявление (Ф. И. О., серия и номер паспорта, место постоянной регистрации заявителя и номер телефона для связи);

  • организационно-правовая форма и полное наименование страховой компании.

Бесплатно получить актуальные сведения о страховщике и его реквизитах можно на официальном сайте Банка России или через электронную выписку из ЕГРЮЛ. Ниже в тексте обращения изложите суть претензии, в которой нужно указать:

  • номер и дату заключения договора ОСАГО;

  • подробности ДТП;

  • перечень требований и номера нормативных актов в качестве обоснования;

  • реквизиты расчетного счета для получения компенсации (при необходимости);

  • желаемый формат ответа от страховщика (в электронном виде или на бумажном носителе).

В конце обращения поставьте подпись и дату. Документ можно направить через форму обратной связи на официальном сайте страховщика, в мобильном приложении, на e-mail или обычной почтой на фактический адрес организации.

Требуемые документы

Вместе с претензией в страховую компанию необходимо направить копии следующих документов:

  • паспорта заявителя;

  • страховки;

  • извещения о ДТП;

  • заключения эксперта страховой компании;

  • чека, в котором указан размер полученного возмещения;

  • СТС (свидетельство о регистрации ТС) или ПТС (паспорт ТС).

Сроки рассмотрения претензии

По закону страховая организация обязана рассмотреть обращение от страхователя и дать ему положительный или отрицательный ответ в течение 10 рабочих дней. Если претензия подразумевает материальную компенсацию, то деньги должны поступить на банковский счет заявителя также в течение указанного срока.

Когда страховая может отклонить жалобу

Основные причины правомерного отказа заявителю: претензию составил не потерпевший в ДТП, а другой человек, приложен неполный пакет документов или в них содержатся недостоверные сведения. Либо в претензии не указаны реквизиты расчетного счета потерпевшего водителя.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...