На рынке страхования неожиданно возник новый игрок. Источники АСН считают, что такая скорость возможна только при «договорённости серьёзных людей». Одна из версий — страховщик нужен для полётов «дебермудизированных» самолётов за рубеж.
Рустам АХМЕТГАРЕЕВ, Юлия ГЕРАСИМОВА
Банк России выдал две страховые лицензии ООО Страховая компания «НСК».
Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!
Как выяснило АСН, до этого лицензий у компании не было. Из бесед АСН с источниками на страховом рынке стало ясно, что для них появление новой компании стало неожиданностью.
«НСК», просто «НСК»
Как это стало уже модно, «НСК» «никак не расшифровывается». По крайней мере, в ЕГРЮЛ. Создана компания совсем недавно — 23 ноября 2022 г.
Уставный капитал — 300 млн р.
ЦБ выдал 12 декабря страховщику лицензии на добровольное имущественное и личное страхование.
В выписке из ЕГРЮЛ указано, что компания намерена заниматься страхованием, перестрахованием, лизингом, финансовой взаимопомощью и иными видами деятельности.
Из реестра Всероссийского союза страховщиков следует, что компания ещё не является членом ВСС. Поэтому «НСК» предстоит ещё получить членство, без этого нельзя начинать страховую деятельность.
100% владельцем страховщика является Федеральное госпредприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». «Наша миссия — эффективное управление имуществом аэродромных комплексов по всей России», — провозглашено на сайте. ФГУП создано по распоряжению правительства в 2002 г.
В пресс-службе «Администрации гражданских аэропортов» сообщили АСН, что они ответят на запрос в течении 7 дней.
Гендиректор страховой компании «НСК» — Андрей Сергеевич Крючек.
Андрей Крючек не ответил на сообщение АСН в мессенджере.
Неизвестно, является ли он родственником Сергея Крючека, бывшего депутата Госдумы от «Справедливой России». На момент выдвижения Сергей Крючек занимал пост председателя совета директоров ЗАО Холдинговая компания «Синдика».
Для полётов «дебермудизированных» самолётов за рубеж?
Один из источников АСН на страховом рынке отметил, что, как и в случае с «Константой», появление «НСК» произошло по каким-то особым правилам, которые «не действуют на обычные компании». «Похоже, что это какая-то договорённость серьёзных людей, иначе так бы им не дали лицензии», — считает собеседник.
«Эта структура от имени государства владеет взлётно-посадочными полосами и перронами аэропортов и аэродромов. Т.е. практически только бетоном владеют, там почти и нечего страховать», — рассуждает источник о владельце страховщика.
В практике встречаются споры страховщиков с аэропортами. К примеру, «СОГАЗ» взыскивал с аэропорта Минвод 3 млн р. за попадание птицы в двигатель самолёта.
Самолёты по авиакаско и ответственности перевозчика сейчас страхуют «СОГАЗ», «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование», перестрахование идёт в РНПК и в пул НССО, перечислил собеседник, объясняя расстановку сил.
Буквально на днях «Коммерсантъ» писал, что российским авиакомпаниям спустя полгода после введения санкций удалось вернуть к перевозкам за рубеж 201 иностранный самолёт, в том числе более 150 Boeing и Airbus, выведя их из реестра Бермудских островов и перерегистрировав в России. «Все "дебермудизированные" на сегодня самолёты принадлежали российским лизингодателям или были выкуплены российскими перевозчиками», — указывало издание.
«Теоретически: если авиакомпании получили самолёты, которыми можно летать за рубеж, то их должен страховать кто-то неподсанкционный и российский», — рассуждает источник.
Второй источник АСН из страховой отрасли предполагает, что появление страховщика связано с лизингом самолётов. «На прошлой неделе этот же ФГУП зарегистрировал компанию «НЛК-Финанс» с ОКВЭДами по аренде и лизингу воздушных судов, авиаоборудования, других видов транспорта», — обратил внимание источник.
Из ЕГРЮЛ следует, что «НЛК-Финанс» создана 8 декабря этого года. При этом владельцем 99,9999% уставного капитала «НЛК-Финанса», согласно ЕГРЮЛ, оказалась сама страховая компания «НСК». Ещё 0,0001% принадлежат «Администрации гражданских аэропортов».
Как неоднократно сообщали СМИ, авиационный лизинг после начала СВО столкнулся с множеством трудностей.
«Манго», «Константа» и «НСК». Всё пополнение рынка за три года
Появление новых игроков на страховом рынке — редкое явление в последние годы.
Последний раз это случилось практически два года назад — в январе 2021 г. Когда также нестандартно рынок узнал про «Константу» (ныне «РНКБ Страхование»).
В сентябре 2019 г. лицензии выдали стартапу «Манго», в котором акционеры «Альфа-Групп» и Виктор Лавренко экспериментировали с онлайн-страховщиком. Появление стартапа было анонсировано ещё за год до получения лицензий. По сути, «Манго» было последним страховщиком, появление которого не стало «громом среди ясного неба». Правда, сейчас проект уже сворачивается.