Текущая версия законопроекта о долевом страховании жизни (ДСЖ) вводит налоговый и юридический арбитраж между страховщиками и управляющими, считают управляющие компании (УК).
Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на управляющих. Законопроект был внесен депутатами и сенаторами на рассмотрение Госдумы в октябре, однако при его обсуждении предполагалось, что такой продукт смогут создавать и УК: как в партнерстве со страховщиками, которые брали бы на себя страховую часть, так и отдельно, получая лицензию на страхование жизни.
Согласно тексту последней версии законопроекта, осуществлять такой вид страхования могут только страховщики жизни. Но для этого, помимо получения лицензии ЦБ на осуществление добровольного страхования жизни, потребуется также получить лицензию управляющей компании (УК) на осуществление деятельности по управлению инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами. Страховая компания может и не получать лицензию на управление, но тогда она должна передать средства клиента управляющей компании в доверительное управление, сообщает Frank RG.
Страховые компании или УК, получившие средства в доверительное управление, смогут инвестировать полученные премии в паи, но только предназначенные для неквалифицированных инвесторов. На эти паи не может быть обращено взыскание по долгам страховой организации. Страхователь может самостоятельно выбирать паи, в которые он хотел бы инвестировать свою премию, как и менять структуру портфеля, давая соответствующие распоряжения страховщику. В этом случае инвестиционный риск будет нести сам гражданин, а не страховая компания, как это предусмотрено по договору инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
Управляющие компании эту версию законопроекта не одобрили. Во внесенном законопроекте отсутствует вариант кросс-лицензирования, о которой говорилось ранее, поясняет руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-капитал» Николай Швайковский. Вместо этого предлагается предоставить страховщикам некие дополнительные бизнес-возможности. А вариант партнерской схемы работы с УК выглядит заведомо худшей альтернативой для страховщиков по сравнению с полностью самостоятельным управлением фондами, считает он. Нынешняя версия законопроекта — налоговый и юридический арбитраж, за счет которого инвестиционные продукты страховой компании выглядят более привлекательно, чем продукты управляющих, отмечает директор департамента управления активами УК «Ингосстрах-инвестиции» Артем Майоров.
К тому же, как отмечает президент НАУФОР Алексей Тимофеев, законопроект предусматривает право страховщиков создавать ПИФы не только в связи с предложением ДСЖ. Может случиться так, что у страховой компании вообще не будет полисов ДСЖ, а ПИФы под управлением будут, обращает внимание он. Иными словами, под предлогом создания ДСЖ законопроект вводит совмещение деятельности по страхованию жизни и управлению ПИФом, что обычно запрещено в других странах.
По его мнению, самым правильным было бы допустить ДСЖ с использованием паев ПИФов других УК. Это не нарушило бы конкуренцию в индустрии коллективных инвестиций и было бы на пользу потребителям. Существует высокая вероятность, что если в финансовой группе есть УК и страховщик, то УК присоединят к страховой. А треть индустрии УК, не входящих в финансовые группы и специализирующихся на портфельном управлении, рискует покинуть рынок, предупреждает Алексей Тимофеев.
При этом сами страховщики законопроект воспринимают положительно. Сейчас рынок частных инвестиций находится не в лучшей форме — реализовалось много рисков, есть проблемы и с качеством, и с количеством активов, а также с доверием граждан, отмечает вице-президент ВСС Виктор Дубровин. Поэтому появление ДСЖ он считает своевременным.