ВС РФ вернул на пересмотр спор жительницы Ростовской области К. с «СОГАЗ» о ремонте BMW по ОСАГО. Три отказа из‑за закрытого капота стали предметом разбирательства.
Жалобы на ремонт по ОСАГО бьют трехлетний максимум: 101 тыс. обращений за январь–сентябрь 2025
Жалобы по ОСАГО достигли 101 тыс. за 9 месяцев 2025 года — максимум за 3 года. Разбираем причины, реформу выплат и финансовые решения для водителей.
Массовый всплеск обращений по автострахованию подогрел дискуссию о реформах ОСАГО. За январь-сентябрь 2025 года в службу финансового уполномоченного поступило 101 тыс. жалоб в отношении страховых организаций, сообщили «Известиям» в пресс-службе омбудсмена. Там уточнили: это на 16% больше, чем годом ранее, а уровень обращений оказался максимальным за три года. Для потребителей и рынка страхование авто снова стало темой №1, напрямую связанной с расходами домохозяйств, кредиты и планами на ипотека, лизинг и инвестиции.
Динамика жалоб и влияние ОСАГО
Претензий к страховщикам прибавилось главным образом из-за споров по договорам ОСАГО — тренд изменился с конца 2024-го. Число обращений после нескольких лет последовательного снижения вновь пошло вверх: в январе — сентябре 2022 года зарегистрировано 102,5 тыс. жалоб, в таком же периоде 2023-го — 90,4 тыс., а в 2024 году — 87,3 тыс. заявлений. Чтобы оценить потенциальную выплату заранее, автомобилисты все чаще используют Калькулятор ОСАГО и сравнивают варианты страхование до обращения к страховщику.
Ключевая причина: дефицит и сроки поставок
— Такое положение дел во многом обусловлено сложившейся экономической ситуацией на рынке запчастей для машин. Сроки их поставки достаточно длительные, а их стоимость высока, из-за чего страховщики часто заранее понимают, что не укладываются в установленные законом об ОСАГО требования к проведению ремонта автомобиля (на это дается 30 дней), и не организуют его, — рассказала «Известиям» финансовый уполномоченный Светлана Максимова.
Когда ремонт в натуре невозможен, закон допускает выплату по ОСАГО деньгами. Однако в этом случае из суммы вычитается стоимость износа авто, которая порой достигает 50%.
Судебная практика и лимиты
Проблема особенно остра в обязательном страховании автогражданской ответственности как самом массовом виде, подчеркнула Светлана Максимова. Сложилась судебная практика по взысканию с компаний убытков за неисполнение обязанности по ремонту (если страховщик согласился на ремонт вместо денег, но не уложился в срок). Сумма рассчитывается исходя из рыночных цен на работы и может превысить предельный размер страхового возмещения по закону (по ОСАГО он составляет 400 тыс. рублей).
Что происходит на СТО
В службе финансового уполномоченного отметили случаи, когда станции технического обслуживания, работающие по договорам со страховщиками, отказывались чинить «в связи с длительной поставкой запасных частей», «по причине невозможности проведения ремонта в срок, установленный законом», а иногда и без указания причин. Часто предлагаются решения, противоречащие нормам: станция дальше 50 км или срок починки 120 дней вместо 30. Затруднения встречаются и в регионах, и в Москве, при этом речь о распространенных европейских и японских брендах. Проблемы есть и с китайскими авто.
Почему не хватает запчастей
Трудности ремонта существуют и усиливаются санкционной политикой в отношении России, отметил директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов.
— Мы тоже продолжаем сталкиваться с такими трудностями. Уже давно пытаемся донести информацию, что в срок 30 дней, как указано в законе, не укладывается значительная часть ремонтов, — поделились в пресс-службе «АльфаСтрахования».
В практике «Росгосстраха», как и у других страховщиков, встречаются ситуации, когда СТО отказываются брать машины в ремонт: из-за дефицита, сложной логистики или завышенной стоимости запчастей невозможно соблюсти сроки, признался начальник управления по работе с партнерами блока «Урегулирование убытков» компании Сергей Сыч. На фоне повышения рисков некоторые водители рассматривают комплексные решения: к примеру, расчет стоимости по Калькулятор КАСКО помогает сравнить подходы к страхование и покрытию рисков вне ОСАГО.
Выплаты vs ремонт: что говорят РСА и регулятор
Сейчас около 95% автовладельцев получают выплаты по ОСАГО, а не натуральное возмещение, рассказали «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Причина — отсутствие у части компаний актуальных договоров с СТО и невозможность выполнить ремонт в срок. В Банке России не фиксируют серьезного роста жалоб именно на натуральное возмещение: граждане чаще сообщают о замене ремонта денежной выплатой, нарушении сроков оформления документов и об отказе автосервиса принимать автомобиль.
Готовящаяся реформа ОСАГО
В Госдуме рассматривается законопроект о реформе выплат по ОСАГО. Существующий порядок сохранится, но появятся дополнительные опции. Россиянам разрешат самостоятельно выбирать станцию техобслуживания. Страховщик, как и сейчас, сможет выплатить человеку денежное возмещение за вычетом износа. Затем клиент обращается в свой автосервис, подтверждает выполненный ремонт и сможет запросить вторую компенсацию — возмещение стоимости износа. Предложение поддерживает интересы водителей и связывает страхование с финансовым планированием семьи, где кредиты, ипотека и инвестиции требуют предсказуемости затрат.
Реформа может улучшить ситуацию: так автомобилисты смогут чинить машины, сказал «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. В РСА ожидают роста доли ремонтов по обязательной автогражданке за счет права потерпевшего получить доплату за износ: по оценке союза, доля восстановлений может достигать 20–25%.
Финансовый контекст: банки, кредиты и личный бюджет
Частые ремонты и длительные сроки поставок влияют на денежные потоки домохозяйств и малого бизнеса: тем, у кого есть кредиты или ипотека, важно планировать траты заранее. Банки учитывают страхование в пакетах продуктов, а автопаркам полезны консультации по лизинг и страховым рискам. Для компаний актуальны решения по управлению дебиторкой — например, Страхование коммерческих кредитов. Частным клиентам при оформлении займа поможет защита дохода — Страхование жизни для кредита. Такие инструменты поддерживают устойчивость бюджета и инвестиции в долгосрочных планах.
Что делать автовладельцам сейчас
- Сразу фиксируйте сроки, предложенные СТО, и проверяйте соблюдение норм по расстоянию (50 км) и срокам ремонта (30 дней).
- Оценивайте альтернативы: денежная выплата с учетом износа до 50% или ожидание ремонта — выбирайте, исходя из собственных финансовых приоритетов.
- Сравнивайте покрытия и условия страхование заранее, чтобы снизить риск непредвиденных расходов.
Рекомендуем прочитать
Подписывайтесь сейчас
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

