Назад к списку

Нилов предложил добровольный аналог ОСАГО для курьеров на СИМ: как может заработать новый полис

Добровольное страхование ответственности для курьеров на СИМ: инициатива Ярослава Нилова, возможные форматы полиса и влияние на рынок.

Редакция INFULL
24 сентября 2025 г.
0

В России обсуждается запуск добровольного аналога ОСАГО для курьеров, работающих на электросамокатах, велосипедах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ). Инициативу представил председатель комитета Госдумы по труду, соцзащите и делам ветеранов Ярослав Нилов. Соответствующее письмо направлено в Российский союз автостраховщиков (РСА), сообщил парламентарий ТАСС.

Что именно предлагает Нилов

По словам депутата, сегодня аварии с участием доставщиков происходят регулярно, но из-за отсутствия обязательного полиса взыскание ущерба затрудняется. Нилов выступил за создание понятного и доступного страхового продукта по принципам автогражданской ответственности, который курьеры смогут приобретать добровольно на первом этапе.

«Поэтому я обращаюсь в союз страховщиков для того, чтобы был разработан добровольный универсальный продукт, который можно было бы использовать курьерам. Пока добровольно, поскольку надо с чего-то начинать, но в дальнейшем, когда начнет нарабатываться практика, нужно как можно быстрее делать так, чтобы любой курьер имел у себя на руках добровольный полис страхования автогражданской ответственности. Если в результате действий курьера пострадают люди, имущество, транспортные средства, то ущерб компенсирует страховая компания — так же, как это сегодня работает на рынке ОСАГО», — сказал Нилов.

Почему эта мера востребована

По мнению парламентария, новый полис страхование ответственности защитит и водителей, и пешеходов, и самих исполнителей доставки. Сегодня нередки ситуации, когда пострадавшие не могут получить компенсацию, особенно если виновник — иностранный гражданин или самозанятый без подтверждённого дохода.

«К большому сожалению, что сегодня происходит? Курьер спровоцировал аварию, пострадало транспортное средство. Да, вызвали полицию, зафиксировали ущерб, но с него взыскать ничего нельзя. Он иностранный гражданин. Работает либо как самозанятый, либо вообще неофициально, и [официального] дохода у него нет. Потом в судебном порядке в рамках гражданско-правовых отношений можно десятилетиями взыскивать компенсацию соответствующего ущерба», — отметил он.

Добровольно сейчас — возможно, обязательно позже

Инициатива предполагает мягкий старт: сначала добровольный продукт, затем — обязательное наличие полиса для работы курьером, если практика подтвердит эффективность.

«Вот чтобы этого не было, надо ввести добровольную страховку, а потом обязать, чтобы при работе курьером такая страховка была», — подчеркнул парламентарий. По его словам, наличие такого страхового продукта будет и в интересах самого работника. «У [такого полиса] должен быть срок — либо минимальный, несколько дней, либо максимальный срок — год-два, но такой продукт должен быть, чтобы можно было его доступно приобрести и знать: ты защищен и, если из-за тебя пострадали транспортные средства, страховая компания все компенсирует. Вот это добровольное страхование нужно популяризировать. Это в интересах безопасности и комфорта для всех наших граждан», — заключил депутат.

Как может работать продукт на практике

  • Гибкие сроки: от нескольких дней для сезонной занятости до 1–2 лет — для постоянной работы.
  • Простая покупка онлайн и интеграция через агрегаторов, банки и финтех-платформы.
  • Пакеты с разными лимитами ответственности, франшизой и расширениями — по аналогии с ОСАГО и КАСКО.
  • Инструменты оплаты: карты, быстрые платежи, рассрочки от банков; при необходимости — целевые кредиты на полис.

Для курьерских служб с автопарком возможны комплексные решения: ответственность, имущественные риски и обслуживание транспорта. Корпоративные клиенты могут комбинировать личную ответственность исполнителей с программами для парка. Например, компании оценят Страхование автопарка для юридических лиц, а индивидуальным исполнителям пригодится расчёт базовых параметров через Калькулятор ОСАГО при сравнении подходов к страхование ответственности.

Кому это выгодно и как связаны финансы

Страхование для СИМ создаёт предсказуемость возмещения ущерба, снижает конфликтность и судебные издержки. Для платформ и сервисов доставки это элемент управления рисками и репутацией; для банков — канал продаж и кросс-продуктов, включая рассрочки и небольшие кредиты на полис; для партнёров по лизинг электро- и велотранспорта — возможность включать защиту в пакет. На макроуровне устойчивое страхование повышает доверие к инвестиции в городской транспорт, логистику последней мили и безопасность.

Курьеры, работающие в статусе самозанятых, смогут выбирать уровень покрытия под свои доходы. Для логистических компаний, перевозящих грузы, релевантен опыт отраслевых продуктов — например, Страхование ответственности перевозчика, который задаёт стандарты урегулирования убытков и взаимодействия с клиентами.

Правовой фон: статус СИМ

Средства индивидуальной мобильности не подлежат государственной регистрации и на их владельцев не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности. Также для управления СИМ не требуется водительское удостоверение.

Что дальше

Пилотный добровольный продукт позволит протестировать тарифы, процедуру урегулирования и спрос. Если инициатива подтвердит эффективность, рынок получит прозрачный инструмент защиты всех участников дорожного движения — от частных автовладельцев до компаний, которые развивают доставку и сервисы последней мили. В таком подходе страхование становится связующим звеном между технологиями, банками, лизингом и ответственным поведением на дороге, а инвестиции в безопасность — экономически оправданными.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...