Назад к списку

ЦБ выделил три группы пассажирских перевозок для пересмотра тарифов ОСГОП: где снизят, а где повысят

ЦБ определил три группы перевозок, по которым возможен пересмотр базовых тарифов ОСГОП: авиаперевозки, городской автобус и пригородные поезда. Разбираем выводы отчета и влияние на страхование и финансы перевозчиков.

Редакция INFULL
21 августа 2025 г.
0

Банк России определил три группы транспортных пассажирских перевозок, по которым возможна корректировка действующих базовых тарифов по договорам ОСГОП. Об этом говорится в отчете регулятора. Для рынка страхование это сигнал о возможной настройке рисковых параметров и тарифной политики.

Ключевые выводы регулятора

По результатам анализа ЦБ приходит к выводу о допустимости снижения базовых тарифов в ОСГОП для железнодорожных перевозок пригородными поездами. Вместе с тем, напротив, в повышении тарифов нуждаются перевозки самолетами. Для перевозчиков и их страхование это означает разнонаправленные изменения стоимости защиты по видам транспорта.

Отдельно отметим: договоры по направлению Страхование перевозчика пассажиров (ОСГОП) остаются базовой правовой рамкой ответственности на внутреннем рынке, тогда как авиаперевозчики нередко действуют по международным стандартам.

Авиа: международные стандарты и повышенные лимиты

Перевозки пассажиров самолетами в ряде случаев могут страховаться авиакомпаниями не по условиям закона об ОСГОП, а по более жестким стандартам международного законодательства об ответственности для авиаперевозчиков, то есть с повышенными страховыми лимитами в договорах страхования. Такие договоры заключаются в добровольном порядке, следовательно, не учитываются статистикой ОСГОП. В этой части уместно рассмотреть комплексное Авиационное страхование как инструмент управления рисками.

Городские автобусы: возможный рост тарифов

Повышение тарифов при страховой защите пассажиров может ожидать перевозки автомобильным транспортом — в категории «Автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в установленных местах по маршруту регулярных поездок», сказано в отчете ЦБ. Конкретные цифры возможных изменений тарифов регулятор не приводит. Для операторов городских маршрутов в расчет будущих затрат на страхование логично включать и смежные статьи расходов на парк: например, обновление подвижного состава и его обслуживание, в том числе через Страхование автопарка для юридических лиц.

Пригородные поезда: потенциал для снижения

Для железнодорожных перевозок пригородными поездами ЦБ допускает снижение базовых тарифов. Это отражает статистику выплат и убыточности в ОСГОП по данному сегменту и может поддержать более доступное страхование для перевозчиков.

Ежегодный отчет ЦБ: методология и горизонт анализа

Ежегодный отчет ЦБ посвящен анализу достаточности действующих в ОСГОП тарифов и коэффициентов к ним, а также влиянию применения тарифов на субъекты экономики. Предметом исследования становится, в том числе, статистика по выплатам за ущерб жизни, здоровью и имуществу пассажиров в ОСГОП. Период исследования — с начала действия закона, с 2013 по 2024 гг., пишет Интерфакс.

«Полученные по итогам данного мониторинга расчеты с учетом изменений, вступивших в силу с августа прошлого года, позволяют сделать вывод об отсутствии существенных отклонений расчетного уровня тарифа от значений действующих тарифов ОСГОП по большинству видов транспорта и видов перевозок», — приходит к общему выводу регулятор.

Как это отражается на бизнесе и финансах

Перенастройка тарифов по ОСГОП влияет не только на страхование, но и на экономику перевозчиков: денежные потоки, выбор источников финансирования, работу с банки и условия по кредиты. Потенциальные изменения способны корректировать стоимость лизинг техники, структуру инвестиции в подвижной состав, а также планы по обновлению инфраструктуры. Косвенно это затрагивает и домохозяйства — через бюджеты расходов на транспорт, на которые влияют общие финансовые обязательства, включая ипотека.

Для компаний разумно заранее оценить сценарии: пересмотреть договоры страхование, сравнить условия ответственности, уточнить лимиты и франшизы, а также просчитать влияние на кредиты и лизинг. В условиях неопределенности диверсификация источников финансирования и осторожные инвестиции помогают сгладить эффект от возможной корректировки тарифов.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...