Назад к списку

ВС РФ определит, по какой методике считать ущерб: позиция Банка России или подход Минюста решит исход спора

ВС РФ в октябре рассмотрит кассацию по спору «Мехобработка-XXI век» с «Ингосстрахом» и «Интра Логистикс». Исход определит, чья методика расчета убытка важнее.

Редакция INFULL
18 сентября 2025 г.
0

ВС РФ в октябре вынесет ориентир для практики: какая методика расчета ущерба по ДТП применима — разработанная Банком России или утвержденная Минюстом. На рассмотрении — кассационная жалоба белгородской компании «Мехобработка-XXI век» к «Ингосстраху» и московскому перевозчику грузов «Интра Логистикс» по спору вокруг полиса ДСАГО.

Суть дела и ключевые факты

В 2023 г. КАМАЗ с полуприцепом истца попал в тройную аварию. Виновником ее стал шофер грузовика MAN, принадлежавшего «Интра Логистикс» (он погиб). Полисы ОСАГО и ДСАГО с лимитом ответственности по последнему в 3 млн р. были выданы «Ингосстрахом».

Страховщик выплатил 1,2 млн р. возмещения, подсчитав размер расходов на восстановительный ремонт по методике Банка РФ. Независимая экспертиза, сделанная по заказу «Мехобработки-XXI век» по методике Минюста РФ от 2018 г., назвала другую сумму: почти 7 млн р.

Обратившись в арбитраж, истец заявил, что страховщик должен доплатить страховое возмещение в размере 2,2 млн р.: (400 тыс. р. по статье 7 Закона об ОСАГО + 3 млн р. по пункту 2 договора ДСАГО) – 1,2 млн р. выплаченное страховое возмещение. К тому же с «Ингосстраха» потребовали выплатить неустойку в размере 400 тыс. р. за нарушение сроков выплаты страхового возмещения.

С «Интра Логистикс» истец потребовал возмещение ущерба в размере 3,8 млн р. (7 млн р. причиненный ущерб + 1 200 р. + 75 700 р. эвакуация тягача к месту осмотра экспертом + 125 тыс. р. эвакуация транспортных средств с места ДТП) – 3,4 млн р. (сумма, подлежащая выплате страховой компанией).

«Ингосстрах» предоставил в арбитраже экспертное заключение, в котором размер ущерба был определен по Единой методике Банка России (он составил почти 1,7 млн р.).

Решения судов нижестоящих инстанций

Решением АС Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда и постановлением АС Московского округа, исковые требования были удовлетворены частично. С «Интра Логистикс» взыскано в счет возмещения ущерба 424 700 р. и 125 тыс. р. расходов на эвакуацию транспортного средства. В иске к страховой компании было отказано.

При этом суды указали, что поскольку договор ДСАГО также предусматривал расчет страхового возмещения по Единой методике Банка России, страховая компания надлежащим образом исполнила свои обязательства перед истцом, и исковые требования, заявленные к страховой компании, не подлежат удовлетворению.

Позиция заявителя и значение методики

«К правоотношениям, возникающим между причинителем вреда, застраховавшим свою гражданскую ответственность в соответствии с Законом об ОСАГО, и потерпевшим в связи с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу последнего в результате ДТП, положения Закона об ОСАГО, а также методики Банка России не применяются, — объяснил свою позицию в одном из судов истец. — Следовательно, по мнению заявителя, в отношении требований к обществу "Интра Логистикс" надлежит произвести расчет на основании методики Минюста России 2018 года».

По мнению заявителя жалобы, суды неверно истолковали нормы права, поскольку причиненный ущерб должен быть возмещен в полном объеме причинителем ущерба в случае образовавшейся разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Что это значит для рынка страхования и бизнеса

  • Единый подход к расчету убытков влияет на страхование автогражданской ответственности и порядок урегулирования претензий по ДСАГО и ОСАГО. Для корпоративных автопарков и лизинг-компаний предсказуемость оценок критична для бюджетирования.
  • Бизнес, работающий через банки, кредиты и инвестиции в транспорт, учитывает методологию оценки ущерба в финансовом планировании, особенно при крупных сделках и обслуживании долговых нагрузок. В том числе это затрагивает проекты с ипотека на склады и стоянки, а также операционный лизинг техники.

Компаниям-перевозчикам и владельцам автопарков стоит актуализировать условия по ОСАГО для юридических лиц и по необходимости расширять лимиты через ДСАГО для юридических лиц с учетом потенциальных разниц между методиками.

Следующий шаг: заседание ВС РФ

В итоге ВС РФ решил, что доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, заслуживают внимания и признаются основанием для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам. Итоговая правовая позиция определит, какая методика — Банка России или Минюста — будет приоритетной при расчете ущерба и как это скажется на страхование, банки и инвестиции в транспортный сектор.

Перед очередным сезоном обновления автопарков и планирования лизинг-программ проверьте адекватность страхового покрытия. Для оценки базовых параметров полиса используйте Калькулятор ОСАГО и консультируйтесь с экспертами.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...