Назад к списку

Базовый тариф ОСАГО 2024

Банк России пересматривает принципы расчета ОСАГО, планируя сделать ценообразование более справедливым. В ближайшем будущем планируется отменить учет износа запчастей и региональные коэффициенты.

Михаил Сутягин
10 мая 2023 г.

Банк России начал постепенный пересмотр принципов расчета ОСАГО с целью сделать ценообразование более справедливым. В прошлом году был расширен тарифный коридор для расчета обязательного автострахования, а в ближайшем будущем регулятор планирует отменить учет износа запчастей и региональные коэффициенты.

Базовая ставка ОСАГО в 2024 году

Базовая ставка зависит от категории машины и от статуса автовладельца (физическое или юридическое лицо), а минимальное и максимальное значение ставки ограничено тарифным коридором. Последний раз базовый тарифный коридор изменился в сентябре 2022 года Указанием Центробанка. 

Тогда были установлены следующие предельные суммы:

  • для легковых автомобилей юридических лиц – от 852 до 5 722 ₽;
  • для легковых автомобилей физических лиц и ИП – от 1 646 до 7 535 ₽;
  • для легковых машин такси – от 1 490 до 15 756 ₽;
  • для мотоциклов и мопедов – от 324 до 2 536 ₽.

Как рассчитывается ОСАГО

Окончательная цена на полис обязательного автострахования формируется из базовой ставки, умноженной на остальные коэффициенты ОСАГО. Страховщики вправе менять лишь значение базовой ставки в допустимых пределах, остальные коэффициенты не подлежат изменениям.

В 2023 году страховые компании определяют размер страховой премии на ОСАГО по следующей формуле:


Расшифровка коэффициентов:

  • БТ базовый тариф;
  • КТ – территориальный коэффициент;
  • КБМ – коэффициент бонус-малус;
  • КВС – коэффициент возраста и стажа вождения;
  • КО – коэффициент ограничения, который применяется, если в полис вписано несколько водителей;
  • КМ – коэффициент мощности двигателя;
  • КС – коэффициент сезонности (показатель, сколько месяцев в году водитель пользуется автомобилем).

Коэффициенты, влияющие на стоимость ОСАГО

БТ базовый тариф

Страховщики вправе самостоятельно определять значение базового тарифа, но в пределах установленного Центробанком коридора. Как правило, минимальные значения БТ присваиваются аккуратным водителям, а максимальные – лихачам. Расширение коридора базовых тарифов позволяет сделать цены на ОСАГО более гибкими и справедливыми для разных категорий автовладельцев.

КБМ коэффициент бонус-малус

Бонус-малус – это показатель безаварийной езды водителя. Минимальное значение коэффициента равно 0,46, его присваивают тем водителям, которые не становились виновниками ДТП в течение 10 лет. Те, кто часто попадают в аварии из-за неаккуратной езды, рискуют получить максимальное значение КБМ – 3,92.

КБМ напрямую влияет на стоимость полиса ОСАГО. Внимательные и осторожные водители смогут сэкономить на страховке, а лихачам придется заплатить на 56% больше от минимальной стоимости полиса.

1 апреля происходит ежегодное обновление значений КБМ. В 2023 году коэффициенты для всех категорий водителей остались на уровне прошлого года.

КТ коэффициент территории

КТ присваивается в зависимости от региона регистрации застрахованного водителя. Значения коэффициента территории зависят от количества страховых случаев в разных регионах страны. В некоторых регионах – плотный трафик движения и много любителей высокой скорости, в других – имеются города-мегаполисы, что сразу увеличивает значение КТ. Актуальный список территориальных коэффициентов содержится в Указании Банка России.

КВС коэффициент возраст-стаж

Значение КВС определяется возрастом водителя и его стажем вождения. Всего установлено 58 значений КВС. Чем моложе водитель и чем меньше у него опыта нахождения за рулем, тем выше для него будет значение коэффициента. Это связано с тем, что такая категория водителей, по мнению страховщиков, чаще попадает в ДТП.

Для водителя моложе 22 лет со стажем вождения менее одного года значение КВС максимальное – 2,27. Для автолюбителей старше 59 лет и с водительским стажем более 14 лет КВС минимальный и равняется 0,83.

КО коэффициент ограничения

Если в полис вписано определенное количество водителей, то КО не влияет на расчет стоимости ОСАГО и равен единице. Коэффициент ограничения применяют только для расчета неограниченного полиса ОСАГО – когда в страховку никто не вписан и ею может пользоваться любое количество водителей.

Неограниченный тип полиса полезен, если застрахованную машину водят лица с высоким КБМ. Чтобы нивелировать присутствие в полисе аварийных водителей с КБМ выше 2,32, выгодно оформление неограниченной страховки. В этом случае КО будет равен 2,32, а КБМ водителей не применяется для расчета ОСАГО.

КМ коэффициент мощности автомобиля

Этот коэффициент используется для расчета ОСАГО только на легковые машины. На значение КМ влияет количество лошадиных сил, указанное в ПТС. 

Самый низкий КМ – 0,6, его присваивают автомобилям мощностью до 50 л. с. Для машин мощностью 150 л. с. и выше применяется значение КМ, равное 1,6. Всего для расчета полиса разработано 6 вариантов значения КМ.

КС коэффициент сезонности

КС выгоден для тех водителей, которые не пользуются автомобилем постоянно. Если машина эксплуатируется, например, только на протяжении трех летних месяцев, то КС будет равен 0,5. При использовании авто 10 месяцев в году КС равен единице.

КС сезонности может применяться только для годового срока страхования.

Итоги

В 2023 году коэффициенты для расчета ОСАГО не изменились, кроме расширения тарифного коридора осенью прошлого года. Но продолжает меняться сама система ОСАГО. В связи с ростом цен на запчасти и на итоговую стоимость ремонта по страховому случаю планируются следующие изменения: повышение лимита страховой компенсации, отмена учета износа деталей, а также повышение штрафа за езду без ОСАГО.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...