Минтранс предложил использовать систему «Паутина» для автоматической проверки наличия страховки у перевозчиков. В регионах без ОСГОП работает до 95% таксистов.
Минтранс планирует внедрить автоматическую систему контроля за наличием обязательной страховки у перевозчиков — ОСГОП. Как сообщают «Известия», для этого объединят данные из ФГИС «Такси», баз страховщиков, МВД, ГАИ и других ведомств в единый цифровой сервис, подключенный к системе фиксации нарушений «Паутина».
По проекту постановления, подготовленному Минтрансом, инициатива может заработать с 1 сентября 2025 г. Искусственный интеллект «Паутины» будет сопоставлять данные с камер с регистрационными сведениями авто и информацией о страховке.
— Это не «карательная мера», а шаг к наведению порядка в отрасли, — прокомментировала председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. — Синхронизация с базами других ведомств упростит работу и для перевозчиков, и для власти.
По словам инвестора такси «Шоколад» Спартака Заболотского, сейчас в регионах до 95% водителей работают без полиса ОСГОП, в Москве — около 30%.
— Большинство страхует такси как личный транспорт, а у ГАИ нет возможности это проверить, — пояснил он.
Отраслевые эксперты отмечают, что инициативе могут помешать технические сбои и высокая нагрузка на бизнес.
— Три четверти перевозок сегодня в «серой» зоне. Таксистам просто негде пройти медосмотры и техосмотры, — говорит председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев. — Вместо повышения качества услуг мы рискуем получить лишь рост сборов для страховщиков.
В НСИС уточнили, что информация по каждому ТС уже фиксируется в АИС страхования, включая цели использования, VIN, период действия полиса и др. Это позволит контролировать как наличие ОСГОП, так и соответствие полиса назначению.
Однако участники рынка сомневаются в готовности системы. По мнению Ирины Зариповой, «есть риск, что камеры начнут наказывать водителей необоснованно».
— У перевозчиков есть возможность оформить краткосрочные, «однодневные» полисы ОСАГО, но региональные власти не всегда успевают получить информацию по ним. В результате перевозчику могут приостановить разрешение только потому, что чиновники не увидят страховку.