Для зарубежных брендов в случае их возвращения в Россию предложили ввести обязательную компенсацию убытков потребителям.
Деньги авторы инициативы предлагают переводить в специальный фонд, его размер должен составить не менее 400 млрд р. С такой инициативой в кабмин обратилась «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ). Так, в ОПИ уверены, что зарубежные компании должны компенсировать людям причиненные убытки, сказано в письме организации в правительство, с которым ознакомились «Известия». В ряде случаев бывшие партнеры — производители и импортеры — покидали страну, они нарушали права потребителей.
Например, производители отключали функции смартфонов, автомобилей и другой техники. Также люди не могли устанавливать обновления ПО, а сроки ремонта выросли, иногда случалось, что специалисты сервисов не могли проводить диагностику товаров. Всё это создавало для покупателей трудности в использовании достаточно дорогой продукции — вплоть до того, что технику и электронику невозможно было использовать, сказано в письме ОПИ. Для людей это оборачивалось убытками, которые продолжают возникать и сейчас.
— Отключение функций товара в течение гарантийного срока и срока службы недопустимо, мы уверены, что это следует признавать недостатком товара, при котором потребитель вправе потребовать у изготовителя или импортера вернуть ему уплаченные деньги за эту продукцию. Плюс к этому, претензии потребителя к качеству программного обеспечения товара (компьютера, смартфона, автомобиля и так далее) надо рассматривать как требования к качеству самого товара в целом, — сказал «Известиям» глава ОПИ Олег Павлов.
Например, на практике потребителю понадобится доказать факт приобретения товара. Размер компенсации может составлять 5–10% от его стоимости если речь идет об отключении функций техники и оборудования. В частности, если в смартфоне больше нет возможности бесконтактной оплаты или изготовитель заблокировал установку некоторых приложений. Аналогично следует действовать, если иностранцы отключили некоторые функции автомобиля, например, дистанционный запуск, контроль состояния и так далее.
Для таких случаев в РФ должен функционировать специальный фонд, в который возвращающиеся компании вносят взнос, из него же люди смогут получать в дальнейшем компенсации. Это следует делать по единым правилам, которые еще предстоит разработать. По оценкам ОПИ, продажи иностранных брендов на российском рынке до ухода с него превышали 8 трлн р., а значит, как полагают в организации, размер компенсационного фонда должен составить не менее 400 млрд р. Взнос в него должен стать обязательным условием для возвращения в Россию, такие средства также можно использовать на программы импортозамещения, уточнил Олег Павлов.
Сейчас нужно разработать правила возвращения иностранных компаний на российский рынок, которые легализуют этот механизм компенсаций. С его помощью можно будет сформировать компенсационный фонд под государственным управлением. Также понадобится создать методику, которая позволит определить размер выплат людям в зависимости от нарушения и причиненного убытка, сказал эксперт.
Глава Минпромторга Антон Алиханов ранее назвал условия для возвращения иностранных брендов. Он отметил, что заходить на рынок РФ нужно будет только с российскими партнерами и под российским контролем, только с приземлением технологии и только с освоением в понятной перспективе полного цикла производства на нашей территории. Свое видение представили и депутаты Госдумы, которых поддержали в Минфине. Так, парламентарии решили, что власти РФ смогут отказывать в обратном выкупе акций компаний в случае, если они значимо влияют на социально-значимые сферы экономики.
Основное условие возвращения иностранных компаний на потребительский рынок России, по мнению Союза потребителей РФ, — гарантировать соблюдение обязательств, которые уже предусмотрены законом о защите прав потребителей, в том числе в части формирования запаса необходимых запчастей и другие нормы, сказал председатель организации Алексей Койтов.
— Как вариант, можно рассмотреть обязательное страхование ответственности иностранных компаний перед российским потребителями, либо сформировать фонд для этих целей. Плюс к этому, необходимо законодательно закрепить параллельный импорт в России как постоянную, а не временную меру. Это позволит не допустить монопольные поставки товаров иностранных брендов, которые в итоге оборачиваются дискриминацией по цене и их завышением, — пояснил эксперт.