Жалобы по ОСАГО достигли 101 тыс. за 9 месяцев 2025 года — максимум за 3 года. Разбираем причины, реформу выплат и финансовые решения для водителей.
РСА: меры ЦБ сделают тарифы ОСАГО справедливее — обновлены КТ и расширен тарифный коридор
ЦБ скорректировал КТ и расширил тарифный коридор ОСАГО. РСА поддержал изменения. Проверьте, как это повлияет на вашу премию и безопасность на дороге.
Банк России объявил о точечной настройке тарифной модели ОСАГО: актуализированы значения территориального коэффициента (КТ) и расширены границы тарифного коридора. РСА поддержал изменения, подчеркнув, что они делают расчёт страховой премии более адресным для конкретного водителя и ближе к реальным рискам дорожного трафика.
Что вступит в силу с 9 декабря 2025 года
Согласно указанию ЦБ, с 9 декабря 2025 года значение территориального коэффициента снизится для 20 территорий и повысится — для 28. При этом базовый КТ станет вдвое выше для пяти территорий Новосибирской области и трех территорий Республики Ингушетия. Эти два российских субъекта — лидеры антирейтинга «Мониторинга региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО» Банка России.
Территории с повышением КТ
Территориальный коэффициент будет также увеличен в Республиках Алтай, Дагестан, Калмыкия, Саха (Якутия), Тыва и Чеченской Республике, в Ставропольском и Хабаровском краях, Магаданской и Смоленской областях и Еврейской автономной области.
Территории со снижением КТ
Между тем, КТ снизится в Республике Коми и Чувашской Республике, в Архангельской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Мурманской, Свердловской и Тюменской областях, в Кемеровской области — Кузбассе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Пермском крае.
Расширение тарифного коридора ОСАГО
ЦБ расширил на 15% в обе стороны тарифный коридор по ОСАГО для всех видов транспорта, кроме мотоциклов, для которых границы сдвигаются на 40%. По оценке регулятора, корректировка тарифов позволит страховщикам предлагать полисы по справедливой стоимости, точнее учитывающей риски конкретных водителей.
Позиция РСА и логика изменений
Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев отметил, что корректировка базовых ставок и территориальных коэффициентов — не новшество, Банк России периодически корректирует значения указанных величин, регулятор наделён правом устанавливать экономически обоснованные страховые тарифы, анализируя статистику по ОСАГО. Очередная корректировка базовых ставок и коэффициентов позволит более точно оценивать конкретного автовладельца, в том числе по признаку территориального использования ТС.
В РСА напомнили, что цена полиса «обязательной автогражданки» зависит от ситуации в регионе. Во-первых, есть коэффициент территории, который определяется ЦБ на основе статистических данных. КТ в свою очередь зависит от трафика на дорогах, поскольку напрямую связан с уровнем аварийности и плотностью движения в конкретном регионе. Во-вторых, есть статистика страховщиков, и при выборе базовой ставки страховые компании могут учитывать разные факторы, включая территориальный, ситуацию с выплатами, уровнем мошеннических практик в регионе, разной частотой наступления страхового случая и т.п.
KBM и персональная премия
Высокий риск мошеннических практик в регионе усиливает нагрузку на региональный тариф. Однако для добросовестных водителей ключевым остаётся личный трек‑рекорд: коэффициент бонус‑малус (КБМ) варьируется от 0,46 до 3,92 и существенно влияет на итоговую стоимость. КБМ зависит от аварийности конкретного водителя, и длительная безаварийная езда способна заметно снизить премию.
«Более того, чем аккуратнее ездит конкретный водитель, тем с большей вероятностью ему будет применена пониженная базовая ставка страхового тарифа, которая является отправной точкой для расчета страховой премии. К аварийному водителю страховщик почти наверняка применит наибольшую базовую ставку. Сейчас почти в половине субъектов РФ доля водителей с минимальным значением КБМ выше, чем в среднем по стране», — отметил Евгений Уфимцев.
Конкуренция и экономика ОСАГО
«РСА не раз отмечал, что несмотря на колебания на рынке автозапчастей и значительный рост средней выплаты, страховщикам удается успешно сдерживать рост средней премии. Одним из главных факторов, сдерживающих рост средней премии ОСАГО, является высокая конкуренция между страховщиками за безубыточных автовладельцев. Изменения тарифного коридора позволят регулировать тариф более точно в условиях роста стоимости запчастей и увеличения размеров выплат», — добавил Евгений Уфимцев.
По данным РСА, по итогам января-октября 2025 года средняя выплата по годовым полисам ОСАГО показала рост на 16% по сравнению с 10 месяцами 2024 года и достигла 115 803 рубля. Средняя премия снизилась на 4,9% — до 7 275 рублей.
Как автовладельцам ориентироваться в новых тарифах
Чтобы понять, как корректировки скажутся на вашем бюджете и личном страховании, имеет смысл оперативно рассчитать стоимость полиса в официальных сервисах. Для предварительной оценки подойдёт Калькулятор ОСАГО — он поможет учесть КТ, КБМ и ключевые параметры автомобиля.
Если вы оформляете авто через лизинг или планируете обновление парка в рамках бизнес‑инвестиций, изучите условия для компаний и оцените тарифы по продукту ОСАГО для юридических лиц. А для сравнения условий добровольного автострахования и оптимального распределения расходов вместе с банками по кредитам и ипотеке можно использовать Калькулятор КАСКО.
Финансовое планирование
Новые параметры ОСАГО логично учесть в личном и корпоративном бюджете: это влияет на совокупную стоимость владения автомобилем, реструктуризацию расходов по кредиты и ипотека, а также на решения по лизинг программам. Для частных лиц и компаний, выстраивающих долгосрочные инвестиции в транспорт и безопасность, корректный выбор страхование продукта снижает риски и стабилизирует денежный поток. Консультация со страховщиком и сопоставление предложений разных игроков рынка, включая банки, поможет найти оптимальный баланс цены и покрытия.
Рекомендуем прочитать
Подписывайтесь сейчас
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

