Более широкий тарифный коридор позволит страховщикам устанавливать более точные тарифы как для аварийных, так и для безаварийных водителей, сообщает Российский союз автостраховщиков (РСА).
«Автовладельцев, как правило, не становящихся виновниками ДТП, на дорогах большинство — так, по данным РСА более 90% автовладельцев имеют скидку по системе «бонус-малус». А каждый третий водитель имеет максимальную скидку в размере 54%, то есть не был виновником аварии в течение 10 лет или более», — исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
В зависимости от степени аварийности автовладельца, стоимость его полиса ОСАГО может отличаться в несколько раз.
Например, собственник автомобиля живет в Москве (КТ = 1,8), ездит на автомобиле Ford Focus (мощность двигателя — 125 л.с., КМ = 1,4). Покупает полис ОСАГО сроком на год, при этом период использования не ограничивает. В полис вписан только он один. Приводим примеры:
водитель - новичок, ему 18 лет, стаж вождения отсутствует, первый год страхования: стоимость полиса ОСАГО для него составит 50 431 р. при условии что страховщик установит для него максимальную базовую ставку из возможных
водителю 42 года, его стаж вождения — 21 год. При этом он регулярно нарушает правила дорожного движения и несколько раз в год становится виновником ДТП. Можно ожидать, что страховщик также применит для него верхнюю границу базовых ставок из коридора, и стоимость полиса ОСАГО для него составит 67 734,71 р.
водителю 42 года, его стаж вождения — 21 год, в течение 15 лет он ни разу не становился виновником аварии. Стоимость полиса ОСАГО для него составит 1 736 р., если страховщик выберет минимальный базовый тариф как для аккуратного безаварийного водителя.
«усредненный» автовладелец: водителю 31 год, его стаж вождения — 12 лет, он становится виновником аварии один раз в несколько лет. Можно смоделировать, что страховщик возьмет среднюю базовую ставку страхового тарифа, и тогда стоимость полиса ОСАГО для него составит 7 480 р.
«В июле инфляция, по данным Банка России, составила 15,1%. При этом если рост средней выплаты вполне соответствует этому показателю и даже его опережает — против 68,1 тыс. р. летом прошлого года в июле этого она составила 80,8 тыс. р., увеличившись на 19%, то рост средней премии по ОСАГО от инфляции заметно отстает. Причина — в огромной конкуренции страховщиков за безубыточных автовладельцев. Этот же фактор сыграет и сейчас: после расширения тарифного коридора на 26% страховщики получат возможность не компенсировать свои убытки от аварийных водителей за счет безаварийных, а устанавливать каждому справедливый тариф», — сказал Евгений Уфимцев.
Реформа по индивидуализации тарифов по ОСАГО началась в январе 2019 г., когда Банк России расширил тарифный коридор на 20% вверх и вниз. Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежних четырех. Это привело к резкому росту конкуренции между страховыми компаниями за безаварийных водителей, в результате которого по итогам 2019 г. средняя цена ОСАГО снизилась на 5%. В последующие три года, когда продолжалась реформа по индивидуализации тарифов, средняя цена полиса ОСАГО оставалась на уровне около 5,5 тыс. р., несмотря на кризисные для всей экономики явления, вызванные эпидемией коронавируса.