Назад к списку

РСА поддерживает реформирование системы возмещения по ОСАГО: что изменится для страхователей?

РСА поддерживает реформирование ОСАГО: новая система возмещения станет более простой и удобной. #ОСАГО #Страхование

Редакция INFULL
20 мая 2025 г.
0

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) поддерживает предложения по реформированию системы натуральной формы возмещения по ОСАГО, готовящиеся к внесению в Государственную Думу.

В случае принятия этих поправок в закон об ОСАГО, ожидается, что новая система станет более простой, понятной и удобной для потребителя, поможет увеличить размер возмещения для страхователей, которые воспользовались страховой выплатой для ремонта. Об этом сообщил президент РСА Евгений Уфимцев.

Главным изменением после принятия поправок в закон об ОСАГО станет право потребителя получить компенсацию стоимости износа от страховой компании в дополнение к первичной выплате, осуществленной на основании независимой технической экспертизы, в случае, если он сам организовал ремонт своего транспортного средства на той станции, которая ему такую услугу оказала.

Предполагается, что в случае принятия поправок в Закон об ОСАГО у потерпевшего, получившего от страховщика возмещение на основании заключения независимой технической экспертизы, появится возможность получить компенсацию суммы износа. Такая возможность появится в случае, если потерпевший после получения страховой выплаты отремонтировал автомобиль в любом автосервисе и этот ремонт состоялся в течение 9 месяцев. После ремонта пострадавший предоставляет подтверждение о ремонте в страховую компанию и, если стоимость ремонта превысила размер полученного страхового возмещения, страховщик возмещает сумму износа, которая вычитается при первоначальной выплате по условиям закона, — сказал Евгений Уфимцев.

При этом перерасчет будет осуществляться по Единой методике Банка России и у потребителя по-прежнему сохранится право получить выплату по соглашению просто деньгами и не делать ремонт, если повреждения не существенны и не мешают пользованию автомобилем или он просто не хочет осуществлять ремонт. Но если потребитель все же воспользуется нововведениями, то он будет обязан привезти отремонтированное авто на осмотр в течение пяти дней после требования страховой, а также сообщить о скрытых повреждениях, если они будут обнаружены во время ремонта.

В действующей сейчас редакции закона об ОСАГО страховая компания организует ремонт при наличии у нее договора с СТО, на которой может быть отремонтировано транспортное средство конкретного потерпевшего. Если ни одна СТО не берется организовать ремонт в предусмотренные законом сроки или у страховщика нет договоров с СТО — это является основанием для осуществления выплаты деньгами.

Не стоит забывать о том, что станции технического обслуживания — это не подчиняющиеся страховщику организации, они вправе не заключать договоры со страховщиками и никаких санкций для них за это нет, при этом в такой ситуации страховщик не имеет возможности по объективным причинам отправить потерпевшего на ремонт. Поэтому мы исходим из того, что если у страховой компании нет договора для ремонта конкретного автомобиля, то страховщик по закону выплачивает возмещение деньгами на основании соглашения с потерпевшим или независимой технической экспертизы с вычетом стоимости износа. Напомню, что при ремонте износ из его стоимости не вычитается. А когда автовладелец самостоятельно проводит ремонт, он как правило делает это на той СТО, к которой он привык и которой доверяет и для него неважно, что она расположена далеко от дома, или ремонт будет б/у деталями. При этом требования закона об ОСАГО в части сроков и доступности в этом случае не возникает. Поэтому одни и те же СТО могут соглашаться ремонтировать ТС потерпевших, когда они такой ремонт проводят самостоятельно, при этом отказывают по направлениям страховщика — так как это дополнительные ограничения и риски для них — подчеркнул Евгений Уфимцев.

Глава РСА также напомнил, что возникшие сложности с организацией ремонта на СТО страховщика привели к ряду жалоб и проблем в системе возмещения по ОСАГО: если в 2021 году на натуральное возмещение приходилось порядка 10% возмещений, то сейчас доля ремонтов составляет не более 5-6%, но при этом низкая доля натурального возмещения привела к росту судебных споров, которые могут быть нивелированы путем принятия поправок в закон об ОСАГО, уточняющих процедуру возмещения.

Однако, по мнению главы союза, чтобы система возмещения заработала по-другому и исключились споры в области ОСАГО, изменения, вносимые в закон, должны быть комплексными, а не точечными и четко прописаны в законе.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...