Финомбудсмен закрылся от потребителей без подтверждённой учётки Госуслуг

Без подтверждённой учётной записи на Госуслугах стало невозможно направить электронное обращение к финомбудсмену. Такая учётная запись есть далеко не у всех (на май 2021 г. свыше 78,5 млн подтверждённых учёток из 135 млн всех учётных записей на Госуслугах при 146 млн населения).

В начале августа служба финуполномоченного сообщила, что потребители получили возможность регистрировать личный кабинет с помощью учётной записи портала Госуслуг. 

Как выяснило АСН, на деле это означает, что с 1 августа регистрация по номеру мобильного телефона заменена на идентификацию исключительно через подтверждённую учётную запись физлица (или юрлица) на Госуслугах.
  Страховой омбудсмен Виктор Климов — в числе ключевых спикеров предстоящего Форума лидеров страхового рынка. Присоединяйтесь к числу участников, чтобы задать свои вопросы и услышать ключевые доклады об изменении судебной практики, регулировании потребительской ценности страховых продуктов и о многом другом. Программа форума
Идентификация через Госуслуги — общепринятый способ при обращении через электронные сервисы в органы госвласти (в т. ч. в суды). Подтверждение учётной записи — несложный процесс, отметила пресс-служба финомбудсмена.

Подтвердить свою личность можно через мобильные приложения ряда крупнейших банков, личное посещение МФЦ (с паспортом и СНИЛС), заказным письмом через Почту России и пр.

В пресс-службе финомбудсмена сообщили АСН, что в период с 1 по 15 августа 2021 г. личный кабинет на сайте АНО «СОДФУ» зарегистрировали 1909 заявителей. Это на 56,4% меньше, чем за тот же период июля (4382 заявителя). Но год назад, в 2020 г., в этот период также был спад активности потребителей. Поэтому связать падение регистраций с введением нового способа идентификации не представляется возможным, следует из ответа финомбудсмена. 

Одна из основных целей подключения Госуслуг к процессу идентификации — стремление отобрать у автоюристов возможность обращаться под видом потребителей (и таким образом лишать финуполномоченного 15 тыс. р. взноса за каждое такое обращение). В первой половине августа доля обращений третьих лиц снизилась, отметил финомбудсмен.

У потребителя без нужной учётки остаётся и другой путь обращения: направить бумажное письмо финомбудсмену Почтой России. За первую половину августа омбудсмен получил 1608 таких писем (26,2% от общего количества обращений). Это всего лишь на 1,2 п.п. больше аналогичного показателя предыдущего периода.

Страховщики поддерживают инициативу уполномоченного. Автоюристы поначалу успешно избегали платы омбудсмену, поскольку обращение можно было подать онлайн без идентификации. Теперь это не так просто, заявили АСН в «РЕСО-Гарантии».

В «Ингосстрахе» и вовсе предложили идентифицировать потребителей только через Госуслуги (то есть исключить обращения по почте), тем самым закрыв всех обходные пути для автоюристов.

Если практика покажет, что автоюристы стали обращаться через почту под видом потребителей, то служба финуполномоченного вынесет вопрос о подаче бумажных обращений на общественное обсуждение, сообщили АСН в пресс-службе финомбудсмена. 

Руководитель проекта Народного фронта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева заявила АСН, что авторизация через Госуслуги — это универсальный инструмент («регистрация занимает от трёх минут») и что она не видит ничего плохого в данном решении финомбудсмена. Однако Евгения Лазарева выступает против запрета на приём обращений потребителей по почте. Интернет становится всё более доступным, но всегда в обществе будут люди, «для которых реестры, коды, интернет в целом подозрительны или неприемлемы», сказала она.

Один из автоюристов, пожелавший остаться неназванным, заявил АСН, что обращения к омбудсмену за потребителя часто готовятся автоюристами. «Подписываем с потребителем соглашение о том, что при добровольном исполнении решения страховщиком нам дополнительно платят ещё 10-20%», — сказал он и добавил: «Введение Госуслуг сделало обращение к финомбудсмену ещё более сложным в глазах потребителей, поэтому оно приведёт лишь к росту обратившихся к нам».  
  Вопросы страхового регулирования, стратегии и тактики ведущих страховых компаний, изменения бизнес-моделей и страховых продуктов, в том числе и с точки зрения защиты прав потребителей, — станут главной темой Седьмого ежегодного Форума лидеров страхового рынка. Присоединяйтесь!

Читайте также