Назад к списку

Автоюристы советуют по ОСАГО требовать от страховщиков ремонта авто, не соглашаясь на выплату обесценивающимися рублями

В условиях падения курса рубля опрошенные АСН автоюристы заявили, что потерпевшим в ДТП сейчас выгоднее добиваться от страховщика направления на ремонт, а не соглашаться на денежную выплату в...

Редакция INFULL
2 марта 2022 г.
282
    В условиях падения курса рубля опрошенные АСН автоюристы заявили, что потерпевшим в ДТП сейчас выгоднее добиваться от страховщика направления на ремонт, а не соглашаться на денежную выплату в рублях.

    Рустам АХМЕТГАРЕЕВ

    Утром 24 февраля президент Владимир Путин объявил о начале «специальной военной операции» в Донбассе. Цель — демилитаризация и денацификация Украины.

    Некоторые страны начали вводить санкции и отказываться от сотрудничества с российскими компаниями. Это коснулось и автопрома.

    Так, японские автомобильные концерны Honda и Mazda прекращают экспорт своей продукции в Россию. Решение было принято из-за ситуации на Украине и санкций против России. Отмечается, что Honda откажется, в частности, от поставок машин и мотоциклов, а Mazda остановит поставки запчастей и комплектующих для своих заводов, расположенных на территории России, пишет газета «БИЗНЕС Online» со ссылкой на портал Nikkei.
      Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира будут публиковаться в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.
    Производитель автомобилей Ford объявил о приостановлении деятельности в России из-за военной операции на Украине, сообщает РБК.

    Банк России установил официальный курс доллара в 103,2 рубля, евро — 114,6 р.

    За всем этим дорожают и запчасти, необходимые для ремонта повреждённых в ДТП автомобилей, что затронет и сферу ОСАГО. В которой и так много проблем, связанных с расчётом выплат.

    В обязательной «автогражданке» сейчас установлен приоритет ремонта над выплатой — пострадавший в аварии автомобиль по ОСАГО по общему правилу должен быть отремонтировать за счёт страховой компании. Но часто страховщикам выгоднее заплатить деньгами — так как выплата будет с учётом износа (битые части автомобиля не были новыми) и по стоимости запчастей, установленных в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА).

    Требуйте ремонт!

    АСН опросило автоюристов о том, какое возмещение лучше выбирать потребителям в ОСАГО в сложившейся экономической ситуации.

    Юрист Ольга Курзина прокомментировала АСН, что политическая и экономическая ситуация меняется сейчас в России каждый день и поэтому по ОСАГО потребителям лучше выбирать возмещение в виде ремонта.

    «Цены на запчасти растут каждый день, справочники РСА, даже которые должны начать действовать в марте, содержат ещё «старые» цены. Указанной там стоимости даже сейчас не хватает для полноценного ремонта, страховщики требуют доплаты или стараются выплатить с учётом износа», — обратила внимание автоюрист.

    Потребителям есть смысл настаивать на организации ремонта самим страховщиком. Для этого нужно сразу писать заявление о возмещении в натуральной форме. «Но даже после ремонта, скорее всего, возникнут вопросы, потому что при таком росте цен страховщики и станции техобслуживания не смогут провести качественный ремонт», — предупредила Ольга Курзина.

    Справочники РСА сейчас актуализируются раз в три месяца, но велика вероятность того, что указанные в них стоимости будут всё дальше отдаляться от реальности, считает эксперт.

    «Сейчас, когда ситуация с рублём меняется каждый час, естественно разумеется лучше требовать ремонт», — отметил АСН директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв.

    Сколько будут стоить автозапчасти на момент, когда машину будут ремонтировать — сложно предсказать. При этом сами страховщики и раньше были не особо заинтересованы давать потребителям направление на ремонт — так как при оплате деньгами они платят меньше, не возмещая износ, отметил Роман Царёв. Поэтому скорее всего невнимательным клиентам они и сейчас будут предлагать деньги с износом, считает юрист.

    Можно деньгами, но без учёта износа. А это ещё только обсуждается властями

    «Комплектующие, поставляемые в страну, в подавляющем большинстве своём импортные. Расходные материалы тоже иностранного производства. Кроме того, помимо курса рубля скорее всего могут сказаться также санкции в сфере поставок импорта. Тем не менее, на сегодняшний день пока рано говорить о каких-либо трудностях в связи с данными событиями, отразившихся на конечном потребителе, поскольку события носят совсем «свежий» характер», — рассказал АСН руководитель юридического отдела ООО «Центр юридической защиты» Игбал Рухуллаев.

    Если углубиться в вопрос о возмещении деньгами или «в натуре», то лучшим вариантом пока был бы вариант получить деньгами, но без учёта износа. Но инициатива об исключении износа только обсуждается, отметил Игбал Рухуллаев.

    Поэтому в текущих реалиях вопрос выбора формы возмещения — палка о двух концах. При выборе возмещения в виде ремонта потерпевший сталкивается с рядом различных проблем, среди которых: несогласие с предлагаемым перечнем станций техобслуживания, некачественный ремонт, ремонт б/у запчастями.

    Зачастую, потерпевший приезжает на станцию, в которой ему сразу «подсовывают» соглашение о ремонте бывшими в употреблении деталями. При отказе его подписывать авто в ремонт не принимается, но и отказ от ремонта СТОА не выдаёт. Что, в свою очередь, создаёт проблемы для потерпевшего в доказывании факта обращения на станцию за ремонтом, описал ситуацию эксперт.

    Если потерпевший выбирает возмещение в форме ремонта, то прежде всего, он должен внимательно ознакомиться с направлением на ремонт, где указывается, что он будет или не будет доплачивать за ремонт. Стоит отметить, что при стоимости ремонта до 400 тыс. р. (максимальная страховая сумма по имущество по ОСАГО) вопроса о доплате за ремонт не должно возникать вовсе.

    «Кроме того, нужно внимательно ознакомиться с предлагаемым на станции соглашением, которое почти всегда содержит согласие на ремонт б/у запчастями. Такое соглашение подписывать нельзя ни в коем случае. Да и вообще, станция должна выдавать акт приёмки авто на ремонт и ничего больше», — обратил внимание спикер.

    Возмещения в денежной форме зачастую не хватает по причине несоответствия расценок в справочнике РСА реальным ценам на запчасти на рынке. Часто бывает, что занижена цена в справочнике даже на самый дешёвый китайский аналог, подытожил Рухуллаев. При этом деньгами люди получают на 35-40% меньше выплату, страховые вычитают износ — так как повреждённые детали не были новыми, перечислил эксперт.
    Поделитесь с друзьями
    Загрузка, пожалуйста подождите...