АПСБ: в первом квартале 2022 г. сборы через страховых брокеров выросли на 13% — до 21,9 млрд р.

За первый квартал 2022 г. сборы страховых компаний через страховых брокеров составили 21,9 млрд р., что на 13% больше, чем годом ранее (19,4 млрд р.).

Это самый заметный рост среди всех посреднических каналов. При этом средняя комиссия страховых брокеров традиционно стала самой низкой среди основных каналов продаж и составила всего 10,6% (годом ранее — 11%), сообщает Ассоциация профессиональных страховых брокеров (АПСБ).  Совокупное вознаграждение страховых брокеров по данным Банка России составило 2,3 млрд р., увеличившись по сравнению аналогичным периодом 2021 г. на 10% (в первом квартале 2021 г. — 2,1 млрд р.), сообщила глава Совета АПСБ Катерина Якунина. В целом сборы страховщиков через страховых посредников в первом квартале 2022 г. составили 255,8 млрд р., что на 15% ниже, чем за аналогичный прошлогодний период (302,1 млрд р.). На них пришлось 57% всех сборов (совокупные сборы страховщиков в первом квартале 2022 г. составили 452 млрд р.). Годом ранее на страховых посредников приходилось 69% всех сборов. Такое снижение этого показателя за отчетный период вызвано, в первую очередь, резким снижением сборов страховщиков через банки (сборы снизились со 151,2 млрд р. в первом квартале 2021 г. до 99 млрд р. в первом квартале 2022 г.), что, в свою очередь, явилось следствием снижения выдачи ипотеки, пояснила Катерина Якунина. Самая высокая средняя комиссия по итогам первого квартала 2022 г. зафиксирована у автодилеров — 40,6% (годом ранее — 39%). Через автодилеров собрано 14,8 млрд р. (по итогам первого квартала 2021 г. 15,6 млрд р., снижение на 5%), а их вознаграждение составило 6,0 млрд р. (столько же было и годом ранее). На втором месте по размеру среднего комиссионного вознаграждения — посредники-юрлица (специализированные агенты и прочих юрлица), комиссия составила 33,1% (годом ранее — 35%).  В первом квартале 2022 г. через посредников-юрлиц было собрано 38,2 млрд р., что на 10% больше, чем годом ранее (34,7 млрд р.). Их совокупное вознаграждение составило 12,6 млрд р. (годом ранее — 12,1 млрд р., рост на 4%). На третьем месте кредитные организации, ранее занимавшие по этому показателю первое или второе место. Их среднее комиссионное вознаграждение составило в первом квартале 2022 г. 32,8% (годом ранее — 41%). Сборы через кредитные организации за отчетный период составили 99 млрд р., снизившись по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 35% (в первом квартале 2021 г. — 151,2 млрд р). Совокупное вознаграждение составило 32,4 млрд р. (против 62 млрд р. годом ранее, снижение на 48%). На четвертом месте по размеру средней комиссии среди ключевых каналов продаж оказались агенты-физлица, их средняя комиссия составила 19,8%. Посредством агентов-физлиц в первом квартале 2022 г. было собрано 75,9 млрд р. страховых премий, что практически совпадает с показателем первого квартала 2021 г. (76 млрд р.). Вознаграждение агентов-физлиц составило 15 млрд р. против 16 млрд р. годом ранее. Средняя комиссия прочих каналов продаж (лизинговые компании, медицинские организации, почтовые отделения, другие страховые компании, туроператоры) составила 21,5%, через них страховщиками было получено 1,3% всех страховых премий или 6,0 млрд р. страховых премий, что на 18% больше, чем годом ранее (5,1 млрд р.). Совокупное вознаграждение составило 1,3 млрд р. (в первом квартале 2021 г. — 1,1 млрд р., рост на 18%). «В нынешних непростых условиях ведения бизнеса основные компетенции страховых брокеров, касающиеся работы со сложными страховыми продуктами и урегулированию убытков по ним, остаются востребованными рынком. Это подтверждает и тот факт, что сборы страховщиков через страховых брокеров выросли несмотря на то, что большая часть каналов продаж заметно просела», — сказала Катерина Якунина. 

Читайте также