Назад к списку

За восемь месяцев 2025 г. кибератаки на автомобили выросли на 20%: 328 инцидентов и ключевые последствия для страхования

Кибератаки на автомобили за 8 мес. 2025 выросли на 20%: 328 случаев. Что происходит с покрытиями каско/ОСАГО и почему киберстрахование выходит на первый план.

Редакция INFULL
18 сентября 2025 г.
0

Кибератаки на автомобили стремительно прибавляют: за первые восемь месяцев 2025 г. зафиксировано 328 инцидентов — это на 20% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Исследование подготовили АО «Глонасс» и компания «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ). Для оценки использовались данные из закрытых сообществ, программ bug bounty (поиск уязвимостей за вознаграждение), профессиональных каналов по ИБ, а также публичные сообщения IT-компаний и органов власти.

Что показало исследование и как меняются риски

Представитель компании «Спикател» подтвердил «Ведомостям» рост числа атак, но абсолютные показатели не раскрыл. Согласно исследованию, 93% атак выполняются удаленно, при этом 85% через Bluetooth и облачные системы. В топ-3 уязвимостей входят датчики и системы сенсорного слияния, SDV (Software defined vehicles) и AV (autonomous vehicles), уточняет представитель «Глонасса».

«Взламывают эти технологии часто в качестве пиратства, т. е. чтобы пользоваться функционалом и не платить автоконцерну», — поясняет руководитель направления кибербезопасности транспортных средств АО «Глонасс» Владимир Педанов. Он добавляет, что аналогичные угрозы существуют и для сельхозтехники: после появления «беспилотности» у тракторов John Deere исследователи нашли способ обхода прошивки.

К AV-технологиям относятся сенсоры и алгоритмы автономного вождения. «Нарушение их работы — прямой путь к ДТП», — предупреждает Педанов.

Кто и почему чаще под ударом

По словам Дмитрия Корначева из ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики», на текущем уровне телематические системы создают ограниченные угрозы по масштабу. Руководитель проектов компании «Интеллектуальная аналитика» Тимофей Воронин отмечает, что наиболее уязвимы автомобили серого импорта. Генеральный директор ST IT Антон Аверьянов добавляет, что современные машины с сетями CAN-bus позволяют хакерам контролировать двигатели, тормоза и другие функции, используя уязвимости Bluetooth или телематики.

«Такие случаи были, но они редки и обычно выявляются белыми хакерами», — говорит Аверьянов, приводя пример уязвимости в веб-портале Kia в 2024 г., которая потенциально затрагивала миллионы автомобилей.

При этом представитель НСИС подчеркивает: средний возраст автомобилей в России превышает 14 лет, и подавляющее большинство машин старше 10 лет практически не подвержены кибератакам.

Последствия для страхования: что уже покрывается и что будет дальше

Ни ОСАГО, ни каско напрямую не страхуют киберриски, отмечает директор домена «Каско» компании «Ингосстрах» Артем Яковлев. Тем не менее, в рамках каско и ОСАГО ущерб от хакерской атаки может быть покрыт как обычное ДТП, добавляет представитель «Зетта страхование». На практике это означает, что владельцам важно корректно фиксировать событие и взаимодействовать со страховой компанией, чтобы убыток был урегулирован в общем порядке.

Эксперты полагают, что по мере распространения автономных автомобилей и принятия соответствующего законодательства киберстрахование транспортных средств может стать востребованным. На сегодняшний день, однако, ответственность и потенциальные убытки остаются на производителях, отмечает представитель «Согаз». Для компаний, которые управляют автопарками и используют телематику, расширенное Киберстрахование может стать элементом комплексной защиты рисков наряду с традиционными полисами.

Финансовое планирование: взгляд через призму банков и инвестиций

Рост цифровых угроз — это не только технологический, но и финансовый вопрос. Домохозяйствам и бизнесу, которые параллельно обслуживаются в банки, берут кредиты, оформляют ипотека, пользуются лизинг и выстраивают инвестиции, важно учитывать киберфакторы в совокупности расходов на владение автомобилем. Грамотное страхование помогает сгладить финансовые последствия инцидентов и сохранить баланс рисков в портфеле.

Что делать владельцам и компаниям уже сейчас

  • Проверяйте актуальность прошивок и отключайте неиспользуемые интерфейсы (Bluetooth, сторонние телематические сервисы).
  • Сохраняйте цифровую гигиену: не передавайте доступ к аккаунтам и бортовым приложениям третьим лицам.
  • Оцените свои полисы: рассчитайте стоимость каско через Калькулятор КАСКО и уточните условия покрытий по инцидентам, связанным с ИБ.
  • Бизнесу с парком авто — внедряйте корпоративные политики ИБ и централизуйте полисы через Страхование автопарка для юридических лиц.

В условиях, когда уровень цифровизации транспорта растет, последовательное страхование и повышение киберустойчивости — ключ к контролю рисков и предсказуемости затрат.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...