Банк России: рост выплат во II квартале 2021 г привёл к увеличению убыточности автострахования

Выплаты по страхованию автокаско и ОСАГО во II квартале 2021 г. росли быстрее взносов. Это привело к росту комбинированного коэффициента убыточности автострахования. Вместе с тем оба сегмента остаются прибыльными.

Об этом говорится в обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков, составленного Банком России.

Темпы прироста взносов по страхованию средств наземного транспорта по итогам II квартала 2021 г. ускорились до 34,3% г/г, объём взносов составил 48,6 млрд р.

Росту взносов способствовало увеличение продаж новых автомобилей, в том числе в кредит, на фоне эффекта низкой базы прошлого года, когда действовало большинство ограничительных мер, а также увеличение стоимости страхового полиса. Средняя страховая премия за год выросла на треть, до 35,1 тыс. р. При этом количество заключенных договоров практически не изменилось (+1,2%).

Увеличение средней премии во многом связано с ростом цен на автомобили. Так, по итогам 6 месяцев 2021 г. средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1 млн 886 тыс. р. (+12,5% г/г), указано в обзоре ЦБ.

Кроме того, выросла доля юрлиц и ИП в совокупной величине заключенных договоров. Цена полиса для нерозничных клиентов, как правило, выше — за счёт более частого использования автотранспорта, допуска большего числа лиц к вождению, страхования парков такси, каршеринга и т.д. Средняя страховая премия по страхованию автокаско юридических лиц (67,4 тыс. р. в II квартале 2021 г.) более чем в два раза превышает значение для розничных клиентов. Рост спроса на страхование автокаско со стороны юрлиц в том числе может быть связан с обновлением автопарка по программам льготного автолизинга.

В июле 2021 г., в связи с высокой базой прошлого года за счет реализации отложенного спроса после снятия ограничений, число продаж новых автомобилей сократилось на 6,5% г/г.

При этом в ближайшие месяцы можно ожидать дальнейших корректировок, связанных как с эффектом высокой базы прошлого года, так и с ограничивающими эффектами сокращения производства во всем мире из-за дефицита запчастей. В совокупности с возможным увеличением ставок по автокредитам в условиях произошедшего увеличения ключевой ставки это может оказать давление на рынок автострахования в III квартале 2021 г.

Объём выплат по итогам II квартала 2021 г. увеличился на 37,2% г/г, до 27,8 млрд р.

Этому способствовал эффект низкой базы прошлого года — тогда объёмы выплат сократились вследствие уменьшения количества страховых выплат на фоне снижения аварийности в условиях действия ограничительных мер и режима самоизоляции. Росту выплат в апреле-июне 2021 г. также способствовало увеличение средней страховой выплаты на фоне роста стоимости автозапчастей иностранных автомобилей вслед за ослаблением рубля.

Коэффициент убыточности по страхованию автокаско в II квартале 2021 г. увеличился до 49,5%. Комбинированный коэффициент убыточности также вырос (до 85,6%), но по-прежнему заметно ниже 100%, что свидетельствует о прибыльности этого вида страхования.

Объём взносов по ОСАГО также увеличился — на 5,3% г/г, до 59,5 млрд р. Однако рост рынка произошел в основном за счёт увеличения числа заключенных договоров, средняя страховая премия увеличилась незначительно — на 0,1 тыс. р., до 5,4 тыс. р. На фоне увеличения числа страховых случаев объем выплат также рос быстрее взносов (+22,1%). При этом средняя страховая выплата, напротив, сократилась (-4,9%). 

Меньшая зависимость выплат по ОСАГО от курса валют может быть связана с осуществлением выплат согласно стоимости, указанной в справочнике стоимости запчастей РСА, которые актуализируются раз в полгода, отметил регулятор.

Комбинированный коэффициент убыточности увеличился до 95,5%, что является максимальным значением за последние полтора года. Вместе с тем высокая конкуренция за низкоубыточных клиентов сдерживает рост стоимости ОСАГО.

В первом полугодии 2021 г. количество жалоб, поступивших по тематике ОСАГО, выросло на 14,9% г/г. При этом существенно увеличилась доля жалоб на неверное применение коэффициента бонус-малус (+6,5 п.п., до 60,4%) и снизилась доля жалоб на нарушение сроков выплат страхового возмещения (-8,7 п.п., до 7,0%). Росту доступности ОСАГО будет способствовать снятие запрета на покупку полиса без предоставления документа о техническом осмотре, которое начало действовать с 22 августа 2021 г., сообщается в обзоре.

Читайте также