На госпортале потерпевшим в ДТП предлагают выбор между ремонтом и выплатой — с оговоркой, что выбор потребителя будет учтён, «если будет возможность». Фактически сейчас Госуслуги становятся удобным каналом «обработки» клиентов перед «подсовыванием» соглашений о выплатах деньгами.
В пресс-службе Минцифры России сообщили АСН, что при урегулировании ОСАГО через Госуслуги есть возможность выбрать форму возмещения в виде ремонта авто. «Вся информация о порядке выплат определяется законом об ОСАГО, который предусматривает приоритет ремонта над денежными выплатами. При этом при подаче заявления можно выбрать желаемую форму возмещения — страховая компания учтёт это, если будет такая возможность», — сообщили в Минцифре.
Однако у страховщиков есть и ещё ходы. Например, когда ни одна из СТОА не подходит под требования закона. В этом случае страховщик с согласия потерпевшего может выдать ему направление на неподходящую с точки зрения закона станцию (например, расположенную далее 50 км от потребителя). Если согласие на ремонт в «неподходящем» СТО не получено, то производится страховая выплата (абзац 6 пункта 15.2 статьи 12 закона от ОСАГО).
Выберите форму возмещения: «Денежное возмещение» либо «Ремонт ТС», указывается в системе. С оговоркой, что «Страховая компания учтёт ваши предпочтения, если будет возможность».
Как убедилось АСН, на следующем этапе возникает список документов, необходимых для подачи заявления. Среди них Госуслуги перечисляют и реквизиты личного счёта — «для перечисления денег, если организовать ремонт не получится».
При этом портал даёт возможность сообщить и банковские реквизиты автосервиса, которого нет в «списке» страховщика.
Сотруднику АСН через личную страницу на Госуслугах удалось заполнить информацию о владельце повреждённого ТС, его автомобиле, виновнике ДТП, страховой компании и указать адрес СТО. Далее Госуслуги предлагают подписать документы через «Госключ» и отправить их уже в страховую компанию.
Верховный суд считает, что отсутствие договоров со СТОА не является безусловным основанием для изменения ремонта на выплату с учётом износа.
Ожидаемо автоюристы имеют иное видение ситуации. «Сейчас страховщики сами бегут от ремонта, как от пожара, т.к. гораздо выгоднее платить копейки по справочнику, чем оплачивать счета на СТО за подорожавшие запасные части», — указал директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв.
На исчезновение списков СТО с сайтов страховщиков обращал внимание и финобмудсмен: «Понятно, почему — изменилась ситуация, выросли цены, натуральный ремонт стал менее выгодным. Но это нарушение, прямое нарушение, — объяснял финуполномоченный. — Когда мы запрашиваем, станции ремонта появляются. Когда потребитель это делает — их нет».
Интересно, что и Верховный суд считает, что отсутствие договоров со СТОА не является безусловным основанием для изменения ремонта на выплату с учётом износа.