ЦБ возвращается к практике выездных проверок страховых компаний, хотя и обещает прибегать к этому «только в крайних случаях».
Это следует из опубликованного информационного письма регулятора. В документе говорится, что «мероприятия превентивного поведенческого надзора» приостановлены до начала следующего года, за исключением случаев, «создающих существенную угрозу охраняемым интересам, в том числе выявленных в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов». В ЦБ объяснили меры «в том числе по результатам мониторинга поступающих в регулятор жалоб потребителей по вопросам доступности ОСАГО и реализации договоров страхования жизни с инвестиционной составляющей». В начале апреля регулятор полностью остановил выездные проверки страховщиков в качестве меры поддержки рынка, сообщает «Коммерсант».
Во Всероссийском союзе страховщиков уверяют, что участники рынка и сами принимают меры, чтобы жалоб стало меньше: «Так, для повышения доступности ОСАГО был запущен перестраховочный пул. В части продуктов страхования жизни страховщики выполняют жесткие требования по информированию потребителя об услуге». Однако, по данным ЦБ, в первом полугодии число жалоб на страховщиков выросло на треть, почти до 28 тыс.
Эксперты отмечают, что число недобросовестных практик может вырасти к осени с активизацией рынка, поэтому восстановление полноценного графика проверок действительно необходимо.
Старший директор рейтингов финансовых компаний НРА Татьяна Никитина согласна, что «в случае недостаточности других мер реагирования» выездные проверки помогут защитить интересы граждан как слабой стороны в договоре страхования.
Сами участники рынка предсказуемо уверяют, что кардинальных изменений восстановление проверок не вызовет. По словам замглавы «Ингосстраха» Ильи Соломатина, проверки приостанавливались еще в связи с пандемией, а сейчас ЦБ просто «медленно возвращается к привычной деятельности».