Причиной антимонопольного расследования стало заявление страховой компании «Надежда». Она сообщила, что ОАО «РЖД» объявило тендер на право заключения договоров ОСАГО и каско единым лотом. По мнению «Надежды», это не позволило участвовать в конкурсе компаниям, имеющим лицензии лишь на один из этих видов страхования. Страховщику также показался недостаточным объем информации о транспортных средствах (их количество, марка, категория, год и т.п.) для расчета тарифа. Кроме того, заказчик установил в качестве одного из критериев для оценки заявок суммарную долю премий по ОСАГО и каско в общем объеме сборов за I полугодие 2009 г. и общий размер премии по ОСАГО и каско, что, по мнению «Надежды», противоречит закону. Само Красноярское УФАС установило, что в конкурсной документации не указана начальная цена контракта.
Рассмотрев дело, антимонопольное управление признало ОАО «РЖД» нарушителем статей 17 и 18 закона «О защите конкуренции» и решило обратиться в суд. Об этом говорится в сообщении управления.
Конкурс на право автострахования Красноярской железной дороги – филиала «РЖД» состоялся в ноябре 2009 г. Заявки на участие в нем подали «Военно-страховая компания», «ГУТА-Страхование», «ЖАСО», «Росгосстрах», «Спасские ворота» и «Энергогарант». Победу одержал аффилированный с монополией страховщик – «ЖАСО».
Во время конкурса заказчик подготовил несколько разъяснений, которые разместил на сайте «Российских железных дорог». В частности, на вопрос о том, почему в один лот были включены ОСАГО и каско, ОАО «РЖД» ответило: «Проведение конкурса одновременно на право заключения договора страхования каско и заключения договора ОСАГО с одной страховой организацией наиболее полно обеспечивает покрытие страховых рисков, связанных с парком автотранспорта ОАО «РЖД» и с его эксплуатацией».
Относительно отсутствия начальной цены контракта заказчик отметил, что в документации определен тариф – 3,95% от страховой стоимости транспортного средства в год. Поскольку страхование предполагается осуществлять в течение трех лет и объекты страхования могут меняться, от участников тендера не требовался точный расчет премии. ОАО «РЖД» также не сочло нужным указывать максимальную стоимость ОСАГО, поскольку расчет премии здесь производится в соответствии с законодательством и цена в этом случае не учитывается при оценке заявок.