В прошлом году страховщики заключили 3,6 млн договоров автокаско – на 5% меньше, чем годом ранее, следует из данных ЦБ. Собрано почти 170,7 млрд р. (–9%) премии, выплачено 97,5 млрд р. (–32,3%) возмещения. Средняя премия составила 47,1 тыс. р. (–4%), средняя выплата – 74,8 тыс. р. (+21%). За год страховщикам было заявлено 1,26 млн убытков (–35,4%), количество урегулированных убытков превысило 1,3 млн (–44%). Выдано 65,3 тыс. отказов в выплатах (–30,8%).
Лидер рынка по виду страхования – «Ингосстрах» (почти 29 млрд р. премии). В сегменте автокаско падают премии и количество заключаемых договоров, средняя премия не растет, поскольку клиенты ориентируются на более дешевые полисы каско с франшизой, неполное каско, страхование отдельных элементов и ограниченного числа рисков, говорит директор по связям с общественностью компании Карен Асоян. По его мнению, изменить ситуацию может только увеличение продаж новых машин.
В первом полугодии 2017 г. тренд по темпам роста автокаско изменится, полагает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Евгений Шарапов. По его прогнозу, сегмент по итогам года покажет рост за счет слабого экономического роста и отложенного спроса на покупку новых автомобилей.
Эксперты по авторынку тоже надеются на восстановление роста продаж в России. По мнению председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорга Шрайбера, в этом году у рынка новых машин есть потенциал закончить 4-летний период падения и вернуться к умеренному росту. Он ожидает, что за год будет продано 1,48 млн таких автомобилей – на 4% больше, чем годом ранее. PwC прогнозирует 7%-й роcт продаж новых машин в этом году, а среднегодовой темп роcта в 2016–2021 гг. – около 11%.
Ожидания роста эксперты, в частности, связывают с продолжением господдержки программ льготного автокредитования в стране. Так, Минпромторг недавно предложил повысить планку максимальной стоимости автомобиля для участия в льготной программе до 1,45 млн руб. (сейчас она равна 1,15 млн р.). При этом автомобиль, приобретаемый в этом году по программе должен быть произведен в 2016 или 2017 гг. В текущем году на адресные программы поддержки спроса на автотехнику потратят 17,4 млрд руб. Это «Первый автомобиль» (субсидия 60 тыс. р. на покупку первой машины стоимостью до 800 тыс. р. для молодых водителей), «Семейный автомобиль» (100 тыс. р. на автомобиль ценой до 1 млн р. семьям с тремя и более детьми) и др.
Топ-50 компаний по сборам в автокаско за 2016 г.
Источник: АСН, по данным Банка России