Назад к списку

Кризис в грузоперевозках в 2025 году

Российский рынок грузоперевозок страдает из-за санкций, дефицита водителей и роста цен. Компании оптимизируют затраты и внедряют технологии. Прогнозы неопределенны, но отрасль ищет пути выживания и развития. #Бизнес и экономика

Редакция INFULL
16 июня 2025 г.
2

Основные причины кризиса

Российский рынок грузоперевозок переживает тяжелый кризис, который привел к значительному сокращению числа транспортных компаний и серьезным финансовым трудностям для оставшихся игроков. До конца 2025 года до 50% перевозчиков могут уйти с рынка, что создает дополнительные вызовы для отрасли. - отметил Михаил Сутягин, директор по продажам INFULL.

Экономические санкции и ограничения

Санкции со стороны Запада – одна из главных причин кризиса в сфере грузоперевозок. В прошлом году импорт китайских грузовиков снизился на 15% по объему и на 13% по стоимости по сравнению с 2023 годом, а импорт тяжелых грузовиков (свыше 20 тонн) — на 40%. Это привело к дефициту новой техники, что затрудняет обновление автопарка, средний возраст которого составляет 23 года при эффективном сроке использования около 6 лет.

Кроме того, повышение ключевой ставки Центрального банка до 21% увеличило стоимость кредитов и лизинга грузовых автомобилей. Сегодня средний лизинговый платеж увеличился до 370 000 рублей в месяц, что стало неподъемной нагрузкой для многих перевозчиков.

Дефицит водителей и рабочей силы

Дефицит водителей остается одной из самых острых проблем отрасли. Так, в прошлом году дефицит водителей достиг 25%, а средний возраст работников увеличился с 48 до 54 лет. 

При этом зарплаты водителей выросли на 48% – до 129 000 рублей, что увеличило затраты компаний. Эксперты прогнозируют, что к 2028 году дефицит водителей может достичь 800 000 человек, что еще больше осложнит ситуацию.

Рост стоимости перевозок

Стоимость грузоперевозок выросла на 40%–50% из-за увеличения цен на топливо, роста лизинговых платежей и утилизационных сборов. Средний убыток на перевозку составляет 17%, что делает многие рейсы нерентабельными.

Кризис в грузоперевозках в 2025 году

Последствия кризиса для рынка грузоперевозок

Объемы перевозок сократились: в январе текущего года объем грузоперевозок составил 233 миллиона тонн, что на 4% меньше, чем в декабре 2024 года (243 миллиона тонн). Грузооборот также упал: в январе он составил 24,1 миллиарда тонн-километров, что на 15,7% ниже, чем в конце прошлого года (28,6 миллиарда тонн-километров). Общее снижение грузопотока составило 15%–20% за год.

Малые и средние перевозчики оказались в особенно тяжелом положении. С осени 2024 года рынок покинула 1/5 часть транспортных компаний. Еще около 20%-30% перевозчиков могут обанкротиться в ближайшие месяцы. 

Усугубляет ситуацию невозможность обновления автопарка. Средний возраст грузовиков в России составляет 23 года, что приводит к увеличению затрат на ремонт и снижению эффективности транспортного средства. Кроме того, доля «серого» рынка, где работают недобросовестные перевозчики, достигла 70%, что создает неравные условия для легальных компаний.

Как бизнес адаптируется к кризису

В условиях кризиса компании в сфере грузоперевозок вынуждены искать способы выживания. Многие перевозчики оптимизируют затраты, продолжая использовать старую технику или сокращая штат сотрудников. Некоторые переходят на более легкий транспорт или объединяются с крупными логистическими компаниями, чтобы снизить издержки и повысить конкурентоспособность.

Страхование грузов стало важным инструментом для минимизации рисков. В условиях нестабильности, роста затрат и падения тарифов страхование помогает защитить бизнес от убытков, связанных с повреждением товаров, задержками доставки или другими непредвиденными ситуациями. Это особенно актуально для компаний, работающих на дальних маршрутах, где риски выше.

Некоторые компании делают ставку на технологические решения. Например, внедрение автономных технологий позволит сократить затраты на топливо и комплектующие на 15%. Однако такие решения требуют значительных инвестиций, которые доступны в основном крупным игрокам рынка.

Прогнозы на 2025–2026 годы

Прогнозы на ближайшие 1-2 года остаются неопределенными. С одной стороны, сокращение числа перевозчиков может привести к дефициту грузового транспорта. Что, в свою очередь, вызовет рост уровня тарифных ставок на 20%–25%. Это может временно улучшить финансовое положение оставшихся компаний, но также увеличит стоимость логистики для бизнеса и потребителей.

С другой стороны, отрасль надеется на государственную поддержку. В феврале текущего года перевозчики обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о финансовой помощи в размере 19 миллиардов рублей, включая отсрочку взносов во внебюджетные фонды и компенсацию лизинговых платежей за контракты 2023–2024 годов. Реализация этих мер может смягчить кризис.

В долгосрочной перспективе развитие технологий, таких как автономный транспорт и цифровизация, может повысить эффективность отрасли. Внедрение электронного документооборота и реестра перевозчиков поможет «обелить» рынок, снизив долю «серого» сектора. Однако в ближайшие годы основное внимание будет сосредоточено на выживании и адаптации к текущим вызовам.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...